Елена Егорова
Самообслуживание-часть социального поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание-часть социального поведения
Рекомендации для родителей и педагогов, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Главной задачей в работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, является социально-бытавая адаптация в обществе, для этого ребенок должен быть менее зависим от других людей и иметь элементарные трудовые навыки и умения.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Публикация «Самообслуживание-часть социального поведения» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Навыки самообслуживания позволяют ребенку самостоятельно есть, пить, одеваться, соблюдать личную гигиену.
Самообслуживание является начальным этапом основных социальных норм. Важно сформировать социально значимые поведенческие навыки, сделать так, чтобы ребенок мог использовать эти навыки в повседневной жизни.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Сформированность данных навыков обеспечивает переход к более сложным видам деятельности, стимулирует их развитие.
На момент перехода детей из детского сада в школу необходимо, чтоб у каждого ребенка были сформированы следующие умения по самообслуживанию и культурно-гигиенические навыки:
1. Одевание.
• Снимать и одевать одежду в определенной последовательности
• Застегивать и расстегивать липучки, молнии, кнопки, пуговицы, шнурки
• Аккуратно в определенной последовательности вешать одежду в шкафчик, складывать на стул
• Убирать на место обувь
2. Умывание.
• Закатывать рукава
• Пользоваться мылом
• Мыть руки перед едой и после посещения туалета
• Мыть лицо
• Вытираться насухо личным полотенцем
• Вешать полотенце на место
• Пользоваться расческой
3. Культура еды.
• Правильно держать ложку
• Есть самостоятельно, аккуратно
• Пользоваться салфеткой
• Задвигать стул
• Убирать за собой посуду
• Благодарить после еды
4. Опрятность.
• Пользоваться туалетом по физиологической потребности
• Спускать воду
• Выходить из туалета одетым
• Следить за своим внешним видом
• Пользоваться расческой
• Пользоваться носовым платком
Дети многому учится, подражая и наблюдая за взрослыми. Ребенок с аутистическими проявлениями не подражает взрослому. Чтобы выработать у таких детей умение обслуживать себя, необходимо опираться на усвоенные им стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.
При обучении ребенка стереотипному поведению в быту следует соблюдать следующие правила:
- дети видят смысл в какой-либо деятельности только тогда, когда она четко запрограммирована: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить
- ребенок должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие
- соблюдать принцип «от простого к сложному»
- обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу
- при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте не успех, направляйтесь по верному пути, предупреждая ошибки
- все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.
В помощь ребенку следует интенсивно использовать визуальные средства обучения – схематичные рисунки, фотографии, пиктограммы, написанные слова. Визуальные стимулы повышают самостоятельность, снижают тревожность, делают распорядок дня и окружающую обстановку более конкретными и понятными.