Екатерина Жаркова
Рекомендации для родителей и педагогов «Как развить социально-бытовые навыки ребенку с умственной отсталостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной социализации ребенка с умственной отсталостью необходимо построить план развития социально-бытовых навыков. Главное помнить, что целью данных занятий является обучение детей самостоятельной практической жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирование у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Пример такого плана:
- Первый этап: формирование уверенности в себе, способности познавать мир вокруг;
Публикация «Рекомендации для родителей и педагогов „Как развить социально-бытовые навыки ребенку с умственной отсталостью“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Второй этап: формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
- Третий этап: развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде;
- Четвертый этап: развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
- Пятый этап: формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Советы по реализации плана.
В начале занятий с ребенком с умственной отсталостью необходимо развить адекватную самооценку. Для этого необходимо поддерживать его, давать простые задания и верить в то, что он справится с ними самостоятельно. При правильном и качественном выполнении заданий поощрять, хвалить его, а если он не справляется, обязательно помочь, поддержать.
Вместе с этим необходимо объяснить ребенку, как нужно обслуживать себя самостоятельно. В этот пункт входят утренняя зарядка, умывание, мытье рук, чистка зубов, одевание, самостоятельное употребление пищи и др. Важно показать ребенку, как это сделать и помочь закрепить полученные навыки. Позже, когда ребенок сможет выполнять это самостоятельно, не стоит оказывать ему физической помощи. Будет полезнее находиться рядом и поддерживать советами. Так ребенок сможет выполнять необходимые действия самостоятельно.
Полезно совместно с ребенком нарисовать или распечатать рисунки с распорядком дня. Так, если ребенок забудет, что за чем нужно делать, он сможет посмотреть на картинки.
Если на распорядке дня разделить пункты на утро, день и вечер, ребенку будет легче ориентироваться во времени. Он будет знать, что проснулся утром (на графике необходимо сделать эту пометку, обедает он днем, а ложиться спать ночью.
Совместно с этим, необходимо включать ребенка в общество. Нельзя ограничивать особого ребенка общением с родителями и близкими. Полезно гулять на детских площадках, ходить в общественные места. Первое время он может бояться других детей, стараться держаться подальше от них, поэтому следует ему помочь, подтолкнуть к общению с ними.
Как правило, особые дети хороши только в одном виде деятельности, поэтому нам важно найти то, в чем ребенок силен и больше всего, работать над этим. Именно от этого зависит его взрослая жизнь и положение в ней.