Папки-передвижки

Рекомендации для педагогов «Виды отклоняющего (девиантного) поведения. Приемы и методы работы»

Елена Решетова
Рекомендации для педагогов «Виды отклоняющего (девиантного) поведения. Приемы и методы работы»
▼ Скачать + Заказать документы

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ (ДЕВИАНТНОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.

Публикация «Рекомендации для педагогов „Виды отклоняющего (девиантного) поведения, Приемы и методы работы“» размещена в разделах

Виды девиантного поведения :

1. Раннее проблемное

2. Агрессивное поведение

3. Аддиквитное (зависимое) поведение

4. Делинквентное поведение

1. РАННЕЕ ПРОБЛЕМНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ

Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение включает :

нарушения статуса: оппозиционность:

-сквернословие - чрезмерное упрямство

-нарушение правил - открытое непослушание и неповиновение

-школьные прогулы или отказ от обучения, - вспыльчивость

сочетающиеся с академической - обидчивость

неуспешностью - склонность к частым спорам

-частые случаи обмана - выражение гнева

-побеги из дома - пренебрежение другими

-отсутствие дома по ночам - действия, досаждающие другим

- бродяжничество и /или попрошайничество

- употребление алкоголя или наркотиков

Нарушение статуса или оппозиционность в детском возрасте могут быть следствием социально-психологической дезадаптации ребенка.

Проявление отклоняющегося поведения происходит на фоне сочетания различных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребё нка в случае выявления одного или нескольких признаков:

- в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящие к учебному предмету, содержащие неформальные или настораживающие смыслы (например, символы криминальных субкультур);

- использование в речи специфического субкультурного сленга;

- проявление интереса к запрещенным предметам (оружию, взрывчатым предметам);

- поступки ребенка часто крайне негативно оцениваются со стороны взрослых и сверстников.

! Прогулы следуют отличать от отказа посещать школу, связанного с тревожностью, со страхом расставания с близкими, домом или трудной адаптацией в классе, при этом успеваемость может быть достаточно высокой.

Что важно иметь в виду в процессе работы с детьми и подростками?

Испытывая стресс и находясь в кризисной ситуации (которая иногда может быть скрытой, дети и подростки часто возвращаются к более ранним формам поведения или проявляют признаки проблемного поведения :

-это необязательно означает наличие серьезной проблемы, но указывает, что ребенку необходимо уделить дополнительное внимание;

- очень важно, чтобы взрослые помогли детям и подросткам осознать риски, с которыми может быть связано их поведение, и рассказали о способах решения возникающих трудностях;

- помощь ребенку не должна переходить в гиперопеку, навязчивость со стороны взрослого, стоит создавать условия, в которых ребенок сам будет приходить к идеям социально-одобряемого поведения (например, через аккуратное обсуждение проблемных ситуаций из жизни ребенка);

- наказание ребенка могут привести еще к более протестному поведению, целесообразнее с ним обсудить проблемную ситуацию и поискать пути ее разрешения, предложить помощь.

Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностей?

Считается ли поведение ребенка или подростка проблемным только Вами, но не сверстниками, другими специалистами и близкими взрослыми, или всеми вместе.

Постарайтесь отличить кратковременные эксперименты, обусловленные возрастным кризисом, от устойчивых шаблонов проблемного поведения.

Попытайтесь отличать детей и подростков, которые демонстрируют признаки одного вида отклоняющегося поведения, от детей и подростков с различными сочетающими видами девиантного поведения.

Обращайте внимание не только на проблемное поведение, но и на сильные стороны ребенка, его положительные качества и способности, поскольку профилактическая работа и помощь эффективны тогда, когда специалисты опираются на них.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются подростки, будут разрешены в раннем возрасте, но это не значит, что они не нуждаются в своевременной помощи и поддержке взрослых.

Проблемное поведение началось в младшем школьном или особенно в дошкольном возрасте, то такой ребенок нуждается в более тщательном внимании и интенсивной помощи со стороны специалистов, педагогов в сотрудничестве с родителями.

Указанные признаки начались в подростковом периоде, то это может быть проявлением нормативного возрастного кризиса.

Что следует делать в случае проявления признаков отклоняющего поведения

детей и подростков?

1. Поговорите с ребенком (не оказывая давления на него) и попробуйте понять причины происходящего.

2. Поговорите с его родителями о том, что Вас беспокоит.

3. Соберите консилиум специалистов и определите меры необходимой комплексной помощи, рассмотрите вопрос о постановке на профилактический учет.

4. Разработайте вместе со школьным психологом, социальным педагогом и другими педагогами и родителями ребенка индивидуальную программу сопровождения.

2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРИЗНАКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.

1. типично для детского и подросткового возраста;

2. означает необходимость психологической и педагогической помощи как жертве агрессии, так и самому агрессору;

3. часто свидетельствует о трудностях личного/социального характера у агрессора;

4. может быть предпосылкой делинквентного поведения.

Агрессивное поведение проявляется :

- любое физическое насилие, направленное на других обучающихся/учителей/ объекты: драки, удары, шлепки, толчки;

- любое психологическое насилие (в том числе и в интернете) : насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы.

Если обучающийся стал жертвой агрессии со стороны сверстников, то

• он находится в подавленном настроении;

• он сторонится одноклассников;

• избегает массовых мероприятий в школе;

• часто болеет/ не приходит в школу по другим причинам;

• негативно реагирует на сигнал нового сообщения, пришедшего на телефон;

• отпрашивается с уроков, объясняя это плохим самочувствием;

• проявляет аутоагрессивное поведение (наносит себе порезы, ожоги).

Если вы столкнулись с непосредственными проявлениями агрессии:

• Аккуратно остановите это действие, не акцентируя на этом внимание других учеников;

• Постарайтесь не переходить на крик, избегать агрессивных действий со своей стороны.

Работа с последствиями агрессивного поведения вклюяает :

1. Окажите первичную помощь ученику-жертве агрессивных действий;

2. Наедине уточните, в каком он состоянии (физическом или психологическом);

3. Уточните, не является ли проявление агрессии систематическим по отношению к нему, есть ли у него друзья в школе;

4. Проявите заботу, предложите ему по необходимости обращаться к вам за поддержкой, предложите ему выговориться;

5. Уточните, готов ли он пойти на примирение с агрессором;

6. Вступите в диалог с агрессором (агрессорами) наедине;

7. Не спешите занимать обвинительную позицию;

8. Спросите, что с ним сейчас происходит, в какой он ситуации;

9. Попробуйте уточнить, в чем причина, зачем он так себя ведет, возможно, ему самому нужна помощь и его агрессия носит защитный характер;

10. Спросите, при каких условиях он больше не стал бы совершать подобные действия (возможно, подходящим решением будет заключить некоторую «сделку»;

11. Уточните его интересы, круг общения, по возможности включите его в какую-нибудь творческую/ конструктивную деятельность, которая может быть ему интересна;

12. Уточните, готов ли он пойти на примирение/ восстановление отношений с жертвой.

3. АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложнений адаптации к проблемным ситуациям.

Общие признаки аддиктивного поведения, которые могут насторожить педагога :

• сведения о включенности ребенка в асоциальные группы;

• неухоженный или неопрятный внешний вид (несоблюдение личной гигиены, грязная и/ или дырявая одежда и обувь);

• немотивированные изменения в поведении ребенка, его типичных эмоциональных реакциях, манере речи, стиле одежды;

• наличие у ребенка при себе крупных наличных денег (возможно, воровство, вымогательство) либо постоянное выпрашивание (выманивание)денег у других;

• нарушение межличностного общения.

Признаки, свойственные для химических видов зависимости:

- запах алкоголя, табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;

- расширенные или, наоборот, суженные зрачки, бледность (или внезапное покраснение) кожных покровов, необычный (чаще сероватый) их оттенок;

- жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапная потливость;

- разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;

- употребление специфической лексики (использование жаргонизмов в названиях наркотических веществ, способов их употребления, эффектов от применения);

- пропаганда психоактивных веществ среди сверстников

Признаки, свойственные для нехимических видов зависимости:

- изменение пищевого поведения (постоянное переедание или отказ от еды);

- увеличение времени (более 3-4 часов, проводимого за компьютерными играми, ночное общение в социальных сетях

- яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении его во времени пользования компьютером, приступы гнева в ответ на запреты пользовать телефоном, планшетом и другими техническими средствами.

Если у Вас возникли подозрения о том, что обучающийся употребил психоактивное вещество, необходимо:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников (старайтесь сделать это как можно менее агрессивно, не акцентируя на этом внимание других учеников, без оценочно);

2. Срочно вызвать медицинского работника школы (не оставляя обучающегося одного);

3. Поставить в известность руководителей школы, психолога, социального педагога;

4. В случае, если состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка (учитывайте семейную ситуацию, попросите родителей избегать насильственных действий, рекомендуйте разобраться в ситуации, оказать поддержку);

5. В рамках консилиума с другими специалистами школы разработать программу дальнейшего сопровождения обучающегося и профилактических мероприятий в школе, рассмотреть вопрос о необходимости его постановке на профилактический учет.

6. Провести мониторинг ситуации.

Что еще может сделать учитель для профилактики аддиктивного поведения обучающегося :

• Сохранять контакт с подростком. Для этого помните, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию и заставит погрузиться его глубже в аддиктивное поведение. В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не пожалейте времени на объяснение его целесообразности.

• Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество. Всегда внимательно выслушивать жалобы детей, помогая им разобраться в возникшей ситуации.

• Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников явно демонстрируют какой-либо вид аддиктивного поведения (чаще курение или употребление алкоголя, проведите разъяснительную беседу с ним лично, поговорите с родителями, для дополнительной помощи обратитесь к школьному психологу и социальному педагогу.

• Классный час используйте как место и время поговорить о личных интересах каждого ученика, ненавязчиво пропагандируя здоровый образ жизни.

• Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

• Способствовать развитию умения у обучающегося отстоять возможность свою точку зрения в дискуссиях со взрослыми, это поможет ему отказать в предложениях употребления ПАВ.

4. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

это поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу либо недостижения ребенком или подростком возраста уголовной ответственности, либо незначительности правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.

Виды и формы делинквентного поведения :

Скрытое делинквентное поведение Открытое делинквентное поведение

в форме причинения имущественного в форме агрессии

ущерба

- мелкое воровство - злобные выпады, злословие, обвинение и

- кражи со взломом запугивание

- мошенничество - травля (буллинг) или иное насилие по

- вымогательство, грабежи отношению к младшим детям и сверстникам

- вандализм, поджоги - мелкое хулиганство

- разрушение имущества - драки (в т. ч. в подростковых группировках)

Иногда имеет место раннее начало - жестокие действия по отношению к животным

в возрасте 7-7.5 лет Иногда имеет место раннее начало

в возрасте 6 лет

Факторы риска, повышающие уязвимость ребенка:

Индивидуальные факторы риска Социальные факторы риска

• Оправдание правонарушений, отрицательное - непоследовательная стратегия воспитания,

отношение к закону; вседозволенность либо заброшенность;

• Выраженные эмоциональные особенности - излишний или недостаточный контроль,

(холодность по отношению к другим, сниженная авторитарность со стороны взрослых;

способность к сочувствию, частые колебания - плохие взаимоотношения с близкими, опыт

настроения, проявление гнева, злости, физического или эмоционального насилия;

обидчивости, скрытности, а также чувства - недостаток знаний у взрослых о возрастных

одиночества, непонимания другими); особенностях детей и о том, как справляться

• Повышенная возбудимость, импульсивность, с трудными педагогическими ситуациями;

беспокойная агрессивность и раздражительность, - конфликты в школе, пренебрежение

неумение контролировать себя; со стороны сверстников;

• Желание обратить на себя внимание или - отрицательная оценка способностей ребенка

повышенная общительность; взрослыми;

• Невысокие познавательные возможности; - окружение ребенка или подростка состоит в

• Употребление ПАВ; основном из ребят или взрослых с похожими

• Стремление получить сильное впечатление, поведенческими проблемами;

поиск авантюрных удовольствий; - неорганизованность детского отдыха и досуга;

• Неспособность сопротивляться вредным - примеры преступных действий, насилия,

жестокости, безнаказанности, которые

наблюдает ребенок в своем ближайшем

социальном окружении или продукции СМИ.

Делинквентное поведение связано с комплексом сочетающихся индивидуальных и социальных факторов риска.

Сильные стороны ребенка, которые являются предохраняющими факторами:

• Любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально-одобряемым поведением;

• Хорошие познавательные способности и чувство юмора;

• Внутренний самоконтроль, способность управлять гневом, целеустремленность, навыки принятия решений;

• Интерес к учебе, социально-одобряемым увлечениям, активному участию в работе класса, наличие определенных обязанностей и успехов в их выполнении;

• Уважение других людей, законов и норм общества, школы, семейных стандартов, признание и одобрение правильных действий;

• Способность проявлять преданность, близость и сочувствие по отношению к другим.

Рекомендации по взаимодействию с детьми и подростками

• Отмечайте положительные стороны ребенка, не делая акцент на отрицательных, чтобы не навешивать ярлыки. Старайтесь оценивать не самого ребенка, а его поступки. Избегайте публичного порицания, сравнения, выделяя кого-то одного, это может задеть чувства других учеников.

• В случае возникновения сложной ситуации, решайте проблему, беседуя с ее участниками. Ребенок может не сразу открыться, ему нужно время, чтобы довериться. Если мнение ребенка противоречит Вашему, попробуйте построить с ним конструктивный диалог.

• Обращайте внимание на свои чувства и эмоции. Если Вы злитесь или испытываете другие сильные чувство во время общения с учеником, то переадресуйте решение проблемы другим специалистам (психологу, социальному педагогу, чтобы не усугубить ситуацию.

• В сложных ситуациях привлекайте внимание родителей к проблеме ученика. Помните, что ребенок может скрывать школьные события от родителей. Налаживайте и поддерживайте доверительные отношения с родителями своих учеников.

Доверяйте своей интуиции и своему профессиональному опыту: если Вам кажется, что что-то не так, и у ученика выявляются резкие изменения в поведении, покажите свою готовность помочь ему.

• Если Вы столкнулись с тем, что подросток делится проблемой, с которой Вы не можете справиться сами, сохраняйте спокойствие, говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна ситуация. Попытайтесь донести, что любые действия направлены на его благо и, возможно, ему следует обратиться при Вашей помощи и поддержке родителей к другим специалистам.

• Постарайтесь выработать с ребенком и его родителями совместный план решения проблемы.

• При выявлении выраженных поведенческих трудностей у ребенка обсудите на школьном консилиуме вместе с администрацией школы, психологом, социальным педагогом, родителями или законными представителями сложившуюся ситуацию и выработайте план работы. При необходимости скоординируйте свои действия со специалистами КДН и ЗП, ПДН, ПМПК.

• Если Вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу и одобрение.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов «Виды отклоняющего (девиантного) поведения. Приемы и методы работы»
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 10:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для педагогов «Виды отклоняющего (девиантного) поведения. Приемы и методы работы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Решетова (УИ 312636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД