Елена Решетова
Рекомендации для педагогов «Виды отклоняющего (девиантного) поведения. Приемы и методы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ (ДЕВИАНТНОГО) ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – это постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.
Публикация «Рекомендации для педагогов „Виды отклоняющего (девиантного) поведения, Приемы и методы работы“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Виды девиантного поведения :
1. Раннее проблемное
2. Агрессивное поведение
3. Аддиквитное (зависимое) поведение
4. Делинквентное поведение
1. РАННЕЕ ПРОБЛЕМНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ
Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение включает :
нарушения статуса: оппозиционность:
-сквернословие - чрезмерное упрямство
-нарушение правил - открытое непослушание и неповиновение
-школьные прогулы или отказ от обучения, - вспыльчивость
сочетающиеся с академической - обидчивость
неуспешностью - склонность к частым спорам
-частые случаи обмана - выражение гнева
-побеги из дома - пренебрежение другими
-отсутствие дома по ночам - действия, досаждающие другим
- бродяжничество и /или попрошайничество
- употребление алкоголя или наркотиков
Нарушение статуса или оппозиционность в детском возрасте могут быть следствием социально-психологической дезадаптации ребенка.
Проявление отклоняющегося поведения происходит на фоне сочетания различных признаков, поэтому важно избегать стигматизации ребё нка в случае выявления одного или нескольких признаков:
- в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящие к учебному предмету, содержащие неформальные или настораживающие смыслы (например, символы криминальных субкультур);
- использование в речи специфического субкультурного сленга;
- проявление интереса к запрещенным предметам (оружию, взрывчатым предметам);
- поступки ребенка часто крайне негативно оцениваются со стороны взрослых и сверстников.
! Прогулы следуют отличать от отказа посещать школу, связанного с тревожностью, со страхом расставания с близкими, домом или трудной адаптацией в классе, при этом успеваемость может быть достаточно высокой.
Что важно иметь в виду в процессе работы с детьми и подростками?
Испытывая стресс и находясь в кризисной ситуации (которая иногда может быть скрытой, дети и подростки часто возвращаются к более ранним формам поведения или проявляют признаки проблемного поведения :
-это необязательно означает наличие серьезной проблемы, но указывает, что ребенку необходимо уделить дополнительное внимание;
- очень важно, чтобы взрослые помогли детям и подросткам осознать риски, с которыми может быть связано их поведение, и рассказали о способах решения возникающих трудностях;
- помощь ребенку не должна переходить в гиперопеку, навязчивость со стороны взрослого, стоит создавать условия, в которых ребенок сам будет приходить к идеям социально-одобряемого поведения (например, через аккуратное обсуждение проблемных ситуаций из жизни ребенка);
- наказание ребенка могут привести еще к более протестному поведению, целесообразнее с ним обсудить проблемную ситуацию и поискать пути ее разрешения, предложить помощь.
Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностей?
Считается ли поведение ребенка или подростка проблемным только Вами, но не сверстниками, другими специалистами и близкими взрослыми, или всеми вместе.
Постарайтесь отличить кратковременные эксперименты, обусловленные возрастным кризисом, от устойчивых шаблонов проблемного поведения.
Попытайтесь отличать детей и подростков, которые демонстрируют признаки одного вида отклоняющегося поведения, от детей и подростков с различными сочетающими видами девиантного поведения.
Обращайте внимание не только на проблемное поведение, но и на сильные стороны ребенка, его положительные качества и способности, поскольку профилактическая работа и помощь эффективны тогда, когда специалисты опираются на них.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются подростки, будут разрешены в раннем возрасте, но это не значит, что они не нуждаются в своевременной помощи и поддержке взрослых.
Проблемное поведение началось в младшем школьном или особенно в дошкольном возрасте, то такой ребенок нуждается в более тщательном внимании и интенсивной помощи со стороны специалистов, педагогов в сотрудничестве с родителями.
Указанные признаки начались в подростковом периоде, то это может быть проявлением нормативного возрастного кризиса.
Что следует делать в случае проявления признаков отклоняющего поведения
детей и подростков?
1. Поговорите с ребенком (не оказывая давления на него) и попробуйте понять причины происходящего.
2. Поговорите с его родителями о том, что Вас беспокоит.
3. Соберите консилиум специалистов и определите меры необходимой комплексной помощи, рассмотрите вопрос о постановке на профилактический учет.
4. Разработайте вместе со школьным психологом, социальным педагогом и другими педагогами и родителями ребенка индивидуальную программу сопровождения.
2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРИЗНАКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
1. типично для детского и подросткового возраста;
2. означает необходимость психологической и педагогической помощи как жертве агрессии, так и самому агрессору;
3. часто свидетельствует о трудностях личного/социального характера у агрессора;
4. может быть предпосылкой делинквентного поведения.
Агрессивное поведение проявляется :
- любое физическое насилие, направленное на других обучающихся/учителей/ объекты: драки, удары, шлепки, толчки;
- любое психологическое насилие (в том числе и в интернете) : насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы.
Если обучающийся стал жертвой агрессии со стороны сверстников, то
• он находится в подавленном настроении;
• он сторонится одноклассников;
• избегает массовых мероприятий в школе;
• часто болеет/ не приходит в школу по другим причинам;
• негативно реагирует на сигнал нового сообщения, пришедшего на телефон;
• отпрашивается с уроков, объясняя это плохим самочувствием;
• проявляет аутоагрессивное поведение (наносит себе порезы, ожоги).
Если вы столкнулись с непосредственными проявлениями агрессии:
• Аккуратно остановите это действие, не акцентируя на этом внимание других учеников;
• Постарайтесь не переходить на крик, избегать агрессивных действий со своей стороны.
Работа с последствиями агрессивного поведения вклюяает :
1. Окажите первичную помощь ученику-жертве агрессивных действий;
2. Наедине уточните, в каком он состоянии (физическом или психологическом);
3. Уточните, не является ли проявление агрессии систематическим по отношению к нему, есть ли у него друзья в школе;
4. Проявите заботу, предложите ему по необходимости обращаться к вам за поддержкой, предложите ему выговориться;
5. Уточните, готов ли он пойти на примирение с агрессором;
6. Вступите в диалог с агрессором (агрессорами) наедине;
7. Не спешите занимать обвинительную позицию;
8. Спросите, что с ним сейчас происходит, в какой он ситуации;
9. Попробуйте уточнить, в чем причина, зачем он так себя ведет, возможно, ему самому нужна помощь и его агрессия носит защитный характер;
10. Спросите, при каких условиях он больше не стал бы совершать подобные действия (возможно, подходящим решением будет заключить некоторую «сделку»;
11. Уточните его интересы, круг общения, по возможности включите его в какую-нибудь творческую/ конструктивную деятельность, которая может быть ему интересна;
12. Уточните, готов ли он пойти на примирение/ восстановление отношений с жертвой.
3. АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
это один из видов отклоняющегося поведения, которое выражается в пагубном пристрастии к какому-либо предмету или действию на фоне осложнений адаптации к проблемным ситуациям.
Общие признаки аддиктивного поведения, которые могут насторожить педагога :
• сведения о включенности ребенка в асоциальные группы;
• неухоженный или неопрятный внешний вид (несоблюдение личной гигиены, грязная и/ или дырявая одежда и обувь);
• немотивированные изменения в поведении ребенка, его типичных эмоциональных реакциях, манере речи, стиле одежды;
• наличие у ребенка при себе крупных наличных денег (возможно, воровство, вымогательство) либо постоянное выпрашивание (выманивание)денег у других;
• нарушение межличностного общения.
Признаки, свойственные для химических видов зависимости:
- запах алкоголя, табака или иной непривычный запах, исходящий от учащегося;
- расширенные или, наоборот, суженные зрачки, бледность (или внезапное покраснение) кожных покровов, необычный (чаще сероватый) их оттенок;
- жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость, внезапная потливость;
- разнообразие и неустойчивость эмоциональных реакций;
- употребление специфической лексики (использование жаргонизмов в названиях наркотических веществ, способов их употребления, эффектов от применения);
- пропаганда психоактивных веществ среди сверстников
Признаки, свойственные для нехимических видов зависимости:
- изменение пищевого поведения (постоянное переедание или отказ от еды);
- увеличение времени (более 3-4 часов, проводимого за компьютерными играми, ночное общение в социальных сетях
- яркие вспышки агрессии у ребенка при ограничении его во времени пользования компьютером, приступы гнева в ответ на запреты пользовать телефоном, планшетом и другими техническими средствами.
Если у Вас возникли подозрения о том, что обучающийся употребил психоактивное вещество, необходимо:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников (старайтесь сделать это как можно менее агрессивно, не акцентируя на этом внимание других учеников, без оценочно);
2. Срочно вызвать медицинского работника школы (не оставляя обучающегося одного);
3. Поставить в известность руководителей школы, психолога, социального педагога;
4. В случае, если состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического или алкогольного опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка (учитывайте семейную ситуацию, попросите родителей избегать насильственных действий, рекомендуйте разобраться в ситуации, оказать поддержку);
5. В рамках консилиума с другими специалистами школы разработать программу дальнейшего сопровождения обучающегося и профилактических мероприятий в школе, рассмотреть вопрос о необходимости его постановке на профилактический учет.
6. Провести мониторинг ситуации.
Что еще может сделать учитель для профилактики аддиктивного поведения обучающегося :
• Сохранять контакт с подростком. Для этого помните, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию и заставит погрузиться его глубже в аддиктивное поведение. В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не пожалейте времени на объяснение его целесообразности.
• Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество. Всегда внимательно выслушивать жалобы детей, помогая им разобраться в возникшей ситуации.
• Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников явно демонстрируют какой-либо вид аддиктивного поведения (чаще курение или употребление алкоголя, проведите разъяснительную беседу с ним лично, поговорите с родителями, для дополнительной помощи обратитесь к школьному психологу и социальному педагогу.
• Классный час используйте как место и время поговорить о личных интересах каждого ученика, ненавязчиво пропагандируя здоровый образ жизни.
• Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
• Способствовать развитию умения у обучающегося отстоять возможность свою точку зрения в дискуссиях со взрослыми, это поможет ему отказать в предложениях употребления ПАВ.
4. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
это поведение, при котором нарушаются нормы права, но в силу либо недостижения ребенком или подростком возраста уголовной ответственности, либо незначительности правонарушения, за ним не следует уголовное наказание.
Виды и формы делинквентного поведения :
Скрытое делинквентное поведение Открытое делинквентное поведение
в форме причинения имущественного в форме агрессии
ущерба
- мелкое воровство - злобные выпады, злословие, обвинение и
- кражи со взломом запугивание
- мошенничество - травля (буллинг) или иное насилие по
- вымогательство, грабежи отношению к младшим детям и сверстникам
- вандализм, поджоги - мелкое хулиганство
- разрушение имущества - драки (в т. ч. в подростковых группировках)
Иногда имеет место раннее начало - жестокие действия по отношению к животным
в возрасте 7-7.5 лет Иногда имеет место раннее начало
в возрасте 6 лет
Факторы риска, повышающие уязвимость ребенка:
Индивидуальные факторы риска Социальные факторы риска
• Оправдание правонарушений, отрицательное - непоследовательная стратегия воспитания,
отношение к закону; вседозволенность либо заброшенность;
• Выраженные эмоциональные особенности - излишний или недостаточный контроль,
(холодность по отношению к другим, сниженная авторитарность со стороны взрослых;
способность к сочувствию, частые колебания - плохие взаимоотношения с близкими, опыт
настроения, проявление гнева, злости, физического или эмоционального насилия;
обидчивости, скрытности, а также чувства - недостаток знаний у взрослых о возрастных
одиночества, непонимания другими); особенностях детей и о том, как справляться
• Повышенная возбудимость, импульсивность, с трудными педагогическими ситуациями;
беспокойная агрессивность и раздражительность, - конфликты в школе, пренебрежение
неумение контролировать себя; со стороны сверстников;
• Желание обратить на себя внимание или - отрицательная оценка способностей ребенка
повышенная общительность; взрослыми;
• Невысокие познавательные возможности; - окружение ребенка или подростка состоит в
• Употребление ПАВ; основном из ребят или взрослых с похожими
• Стремление получить сильное впечатление, поведенческими проблемами;
поиск авантюрных удовольствий; - неорганизованность детского отдыха и досуга;
• Неспособность сопротивляться вредным - примеры преступных действий, насилия,
жестокости, безнаказанности, которые
наблюдает ребенок в своем ближайшем
социальном окружении или продукции СМИ.
Делинквентное поведение связано с комплексом сочетающихся индивидуальных и социальных факторов риска.
Сильные стороны ребенка, которые являются предохраняющими факторами:
• Любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально-одобряемым поведением;
• Хорошие познавательные способности и чувство юмора;
• Внутренний самоконтроль, способность управлять гневом, целеустремленность, навыки принятия решений;
• Интерес к учебе, социально-одобряемым увлечениям, активному участию в работе класса, наличие определенных обязанностей и успехов в их выполнении;
• Уважение других людей, законов и норм общества, школы, семейных стандартов, признание и одобрение правильных действий;
• Способность проявлять преданность, близость и сочувствие по отношению к другим.
Рекомендации по взаимодействию с детьми и подростками
• Отмечайте положительные стороны ребенка, не делая акцент на отрицательных, чтобы не навешивать ярлыки. Старайтесь оценивать не самого ребенка, а его поступки. Избегайте публичного порицания, сравнения, выделяя кого-то одного, это может задеть чувства других учеников.
• В случае возникновения сложной ситуации, решайте проблему, беседуя с ее участниками. Ребенок может не сразу открыться, ему нужно время, чтобы довериться. Если мнение ребенка противоречит Вашему, попробуйте построить с ним конструктивный диалог.
• Обращайте внимание на свои чувства и эмоции. Если Вы злитесь или испытываете другие сильные чувство во время общения с учеником, то переадресуйте решение проблемы другим специалистам (психологу, социальному педагогу, чтобы не усугубить ситуацию.
• В сложных ситуациях привлекайте внимание родителей к проблеме ученика. Помните, что ребенок может скрывать школьные события от родителей. Налаживайте и поддерживайте доверительные отношения с родителями своих учеников.
• Доверяйте своей интуиции и своему профессиональному опыту: если Вам кажется, что что-то не так, и у ученика выявляются резкие изменения в поведении, покажите свою готовность помочь ему.
• Если Вы столкнулись с тем, что подросток делится проблемой, с которой Вы не можете справиться сами, сохраняйте спокойствие, говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна ситуация. Попытайтесь донести, что любые действия направлены на его благо и, возможно, ему следует обратиться при Вашей помощи и поддержке родителей к другим специалистам.
• Постарайтесь выработать с ребенком и его родителями совместный план решения проблемы.
• При выявлении выраженных поведенческих трудностей у ребенка обсудите на школьном консилиуме вместе с администрацией школы, психологом, социальным педагогом, родителями или законными представителями сложившуюся ситуацию и выработайте план работы. При необходимости скоординируйте свои действия со специалистами КДН и ЗП, ПДН, ПМПК.
• Если Вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу и одобрение.