Наталия Григорьева
Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по использованию в работе с детьми с ОВЗ геоборда
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений
по использованию в работе с детьми с ОВЗ геоборда - как средства развития речевых, логико-математических и творческих способностей
Одна из важных задач воспитания любого маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. Для решения данной задачи в своей работе с детьми с ОВЗ мы используем геоборд.
Публикация «Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по использованию в работе с детьми с ОВЗ геоборда» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Геоборд – это доска для конструирования плоских изображений. Он состоит из плоского поля и штырьков-гвоздиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резинки. Это могут быть обычные канцелярские или цветные резинки для волос. Из них можно создавать различные картинки, фигуры, цифры, что просто невозможно не использовать в играх и обучении детей. Его изобрёл в 50-е годы прошлого столетия египетский математик Калеб Гаттегно.
Данное учебное пособие позволяет нам решать задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ. Уникальность игры в том, что её можно использовать в образовательной, в совместной и в самостоятельной деятельности детей.
Применение игровых технологий с использованием геобордов эффективно в целях обучения детей с ОВЗ и пробуждения их интереса к познанию.
В зависимости от возраста, индивидуальных способностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Работа с геобордом решает такие задачи как:
- развитие когнитивных способностей ребенка: пространственного и ассоциативного мышления, внимания, памяти;
- развитие умения ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;
- развитие фантазии и творческого потенциала ребенка;
- формирование познавательных способностей ребенка во время решения разного вида задач;
- развитие речи (коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, развития связной речи, обучения грамоте, развития грамматического строя речи, активизации и обогащения лексики);
- развитие мелкой моторики рук;
- расслабление и снятие физического и психологического напряжение.
В своей работе с детьми с ОВЗ мы попытались интегрировать геоборд с традиционными и нетрадиционными технологиями.
Активно применяем технологию ТРИЗ и геоборд, с целью привить ребенку радость творческих открытий. Дети самостоятельно придумывают сюжеты из любимых сказок с помощью резинок и мелких игрушек от «Киндер-сюрприза». Особенность методики в том, что ребенок сам охотно вступает в игру и с интересом на основе развернутых практических действий с предметами, наглядного материала и условных символов усваивает необходимые знания и умения.
Технологию интегрированного занятия и геоборд успешно применяем при решении логико-математических задач и речевого развития. «Рисуя» резинкой на планшете, дети сделали много открытий: предмет и его изображение; действие и результат с пояснением речевого сопровождения;
Технология проблемного обучения и геоборд позволяют нам ставить проблему и направлять детей на самостоятельные поиски путей решения на занятиях по познавательному развитию. Например, в игре "Чудесные превращения" предлагаем детям "оживить" геометрические фигуры, изображенные на планшете. Так, квадрат можно превратить в домик, прямоугольник в чайник, а треугольник в самолет.
Интегрируя геоборд в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, используем такие игры, как «Чего много?», «Назови ласково». Например: автоматизация звука [ж] в словах, обогащение словарного запаса, формирование умения употреблять существительные во множественном числе, развитие мелкой моторики. Педагог предлагает назвать пары «1-много» и соединить их резинками. Словарь: нож – ножи, морж – моржи, жук – жуки, ёж – ежи, жёлудь – жёлуди, верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок.
Возможности геоборда можно использовать в реализации задач всех направлений развития ребёнка с ОВЗ. Например:
В познавательном развитии: детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают, задумать любую из цифр, выложить её на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана». Можно строить лабиринты, небольшие треки и устраивать соревнование: сначала катать 1 шарик, а потом по 2-3 и устраивать соревнования между ними.
При ознакомлении с окружающим: педагог предлагает детям "оживить" геометрические фигуры, изображенные на планшете. Так квадрат можно превратить в домик, прямоугольник в чайник, а треугольник в самолет. Педагог "рисует" на планшете схематичное изображение какого-либо объекта, а ребенку предлагается угадать, что изобразил педагог.
В социально-коммуникативном развитии: детям предлагается построить трек или лабиринт с разными дорожками или домики для животных. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, формируется самостоятельность.
В речевом развитии: учимся писать букву, составляем слоги, делим слова на слоги схемами; конструируем предмет с заданным звуком.
В художественно-эстетическом развитии: рисуем на планшете рисунки, дорисовываем узоры и орнаменты, развиваем способность детей к выкладыванию узоров по образцу.
Использование игрового пособия «Геоборд» в образовательной деятельности детей с ОВЗ, обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных - воспитывает чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления и речи детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка с ОВЗ.
Геоборд- это игра, которая является отличным пособием для родителей, с целью обучения и развития детей в домашних условиях. Игры с использованием геоборда стимулируют мотивацию дошкольников с ОВЗ и позволяют повысить эффективность коррекционной работы.