раисат мухутова
Региональный компонент Республики Дагестан
▼ Скачать + Заказать документы
1. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
При организации образовательного процесса в ДОУ учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями.
Учитывая это, педагоги ДОУ не запрещают детям разговаривать на родном языке; очень внимательно прислушиваются ко всем пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. Воспитанники, по желанию, охотно повторяют за детьми незнакомые слова и запоминают их смысл, это развивает интеллект детей.
Публикация «Региональный компонент Республики Дагестан» размещена в разделах
Благополучный микроклимат в ДОУ способствует благополучному, радостному, комфортному пребыванию детей в детском саду, что положительно сказывается на психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников.
Региональный компонент
Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет решать следующие задачи:
• Формировать любовь, интерес к прошлому и настоящему родного края.
• Развивать эмоционально – ценностное отношение к природе родного края.
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в родном крае, сопричастности к этому.
• Формировать умения, ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении родного края и отражать это в своей деятельности.
Образовательный процесс, осуществляемый с дошкольниками на региональном компоненте, учитывает следующее: ознакомление детей с родным городом, родным краем естественно «входит» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого, регионального материала;
• введение регионального материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода, от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
• формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, края;
• создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг;
• осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование).
• создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий, региональный материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного исскуства Дагестана)
Региональный компонент характеризуется целостностью на всех уровнях.
Воспитательно-образовательная деятельность педагога включает отбор краеведческого, регионального материала в соответствии с целями развития ребенка:
• его возрастными особенностями и интересами;
• обогащение развивающей среды материалами о родном городе, о родном крае (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества);
• создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим, региональным материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество);
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• диагностика изменений в его развитии. Вместе с тем, нам представляется правомерным убеждение многих педагогов в том, что в воспитании и обучении дошкольников на региональном компоненте, необходимо учитывать следующее:
• ознакомление детей с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого, регионального материала;
• введение регионального материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода, от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
• формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка, вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности», и является необходимым условием развития его субъективности;
• осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор детьми самими той деятельности, в которой, они хотели отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы);
• привлечение детей к участию городских праздников с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
• осознанный отбор методов ознакомления с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
• создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий, региональный материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного, народного искусства, фольклор) позволило бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Дагестана. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Проявление бережного отношения к труду взрослых (скотоводов и виноградаров РД).
Проявление заботливого отношения к малышам, проявление уважительного отношения к пожилым людям, к окружающим соблюдая обычаи и традиции Республики Дагестан.
Имение представлений об истории ДОУ, семьи, родного города Дагестанские Огни, России, РД.
Побережье Каспийского моря, наблюдения, чтение художественной литературы дагестанских авторов, видеоинформация о природе и культуре народов Дагестана, досуги, праздники народов Дагестана, обучающие игры, досуговые игры, дагестанские народные игры.
Беседы, чтение худ. литературы дагестанских авторов, проблемные ситуации, поисково –творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов о культуре взаимоотношений в дагестанской семье театрализованные постановки по сказкам народов Дагестана, решение задач. Познавательные беседы о родном городе Каспийск, о Дагестане, развлечения, моделирование, настольные игры, чтение художественной литературы дагестанских авторов, творческие задания, видеофильмы о родном крае.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Формирование первичных представлений о малой родине (Дагестан) и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Умение сравнивать различные предметы, звучание музыкальных инструментов (России и народов Дагестана, звучание родной речи.
Имение представлений у детей об истории человечества, о социальном обществе, о культуре, обычаях и традициях о социокультурных ценностях многонационального народа Дагестана, о обычаях, традициях и праздниках народов Дагестана. Рассматривание, просмотр фильмов и слайдов о горном крае Республики Дагестан, о Каспийском море.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Знакомство с книжной культурой, детской литературой (русской и Дагестана, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Активно использует слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений, домашних и диких животных (России и Дагестана( 6-7 штук)
Умеет анализировать поведение и состояние литературного героя, из фольклора (России и народов Дагестана, использует в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и др.)
ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:Формирование элементарных представлений о видах искусства (мастеров России и народов Дагестана). Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора (России и народов Дагестана). Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений (детских писателей России и Дагестана).
Проявляет интерес к произведениям народно – прикладного искусства (мастеров России и Дагестана).Владеет способами присоединения (баранки, колечки, браслеты (ювелирные мастера РД).
Владеет способами расплющивания, сдавливания (пряники, блины, (дагестанский хлеб).Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, орнаментов и узоров (России и народов Дагестана).
Формирование элементарных представлений о видах искусства мастеров России и мастеров Дагестана.
Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к культуре народов Дагестана. Нетрадиционная техника рисования, рисование элементов дагестанского орнамента.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подвижная игра большой и малой подвижности (подвижные игры народов Дагестана)
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах, беседы о музыкальных инструментах народов обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту на языках народов Дагестана, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски, упражнения и танцы народов Дагестана;
Развитие художественно-творческих способностей.
Рассматривание портретов композиторов РД и России.
НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Цель: Способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному городу, своему народу.
Задачи:
1) Заложить основы гражданско- патриотической позиции личности; 2) Освоение наиболее значимых российских и дагестанских культурных традиций и традиций родного края и города.
3) получение и расширение доступных знаний о стране, республике и родном городе : его истории, культуре, географии, традициях народов Дагестана, достопримечательностях, народных промыслах русских мастеров и мастеров Дагестана, архитектуре, выдающихся земляках, русской и дагестанской природе и т. д.
4) Воспитание чувства гордости за родной край;
5) Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
Основу содержания гражданско- патриотического воспитаниясоставляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:
«Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становиться целью. Личность ребенка становится реальной ценностью.
«Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение.
«Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - воспитывать у детей уважение к людям, прославившим наш тульский край честным трудом.
«Культура» -богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога- помочь воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа, при этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера- высокая духовность.
«Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога- воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.
«Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно подвести детей к пониманию, что будущее Земли зависит от того, как к ней относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание, формирование интереса к общечеловеческим проблемам.
Компоненты нравственно - патриотического воспитания (представления ребенка об окружающем мире)
О культуре дагестанского народа, его традициях, творчестве.
О природе родного края, страны, и деятельности человека в природе.
Об истории РД отраженной в названиях улиц, памятниках.
О символиках страны, республики и родного города (герб, гимн, флаг).
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающемумиру)
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
Интерес к жизни родного города и страны
Гордость за достижения своей страны
Уважение к культуре и традициям народов России и Дагестана, к историческому прошлому
Восхищение народным творчеством
Любовь к родной природе, к родному языку
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности)
Труд
Игра
Продуктивная деятельность
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежд нности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели:
1) Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
2) Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
1) формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы горного края РД, ситуациях и способах поведения в них;
2) приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3) передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
4) формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
5)Беседы о правилах безопасного поведения детей на побережье Каспийского моря, о правилах безопасного поведения детей во время экскурсии в горы, обучение.
РАЗВИТИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение, поручения, совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о труде жителей сел и высокогорных аулов Дагестана
Обучение, коллективный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность, экскурсии, просмотр видеофильмов о труде жителей сел и высокогорных аулов Дагестана
Наблюдение, целевые прогулки, рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций о труде виноградарей, о труде скотоводов, о народных промыслах Дагестана
Экскурсии на скотоводческую ферму, в конно- спортивную школу, консервный завод, хлебозавод наблюдения, рассказы, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео о труде виноградарей, о труде скотоводов, о народных промыслах Дагестана,
Тема Совместная деятельность
Я, моя семья Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость»
Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности.
Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо
Родная страна Россия. Родной город-Махачкала Дагестан Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Современные и старинные постройки.
Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного города. Сельские и городские постройки.
Культурно- историческое наследие родной страны, края, города. Особенности городской и сельской местности. Главная улица города. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки Республики Дагестан, их современное и древнее название. Символика России, Республики Дагестан,
Природа родного края Растения сада, огорода, цветника, характерные для природы России и Республики Дагестан. Домашние и дикие животные, среда их обитания. Обитатели Каспийского моря.
Растительный и животный мир России, Республики Дагестан. Красная книга России, РД. Горный край Дагестана. Охрана природы Республики Дагестан. Зеленая аптека (лекарственные растения). Подводный мир Каспийского моря.
Декоративно-прикладное искусство народов России. Дагестан – Республика Мастеров- Умельцев Знакомство с народными промыслами русских мастеров. Знакомство с народными промыслами родного края Дагестан.
Прикладное искусство России. Прикладное искусство народов Дагестана.
Быт, традиции Знакомство с постройкой сельских домов и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Произведения детского устного народного творчества России и Республики Дагестан. Произведения русских детских писателей.
Функциональное предназначение предметов русского и дагестанского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни народов Дагестана. Русские народные песни.
Народный календарь. Традиционные русские обрядные праздники, национальные праздники РД: Навруз – байрам, День Единства народов Дагестана, особенности их празднования в Республике Дагестан, традиционные праздничные блюда, русские праздничные блюда.
Национальный костюм Знакомство с народами России и Республики Дагестан, с национальными костюмами. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма.
Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков.
Особенности костюмов разных национальностей. Женский и мужской костюмы. Современный костюм.
Народная игрушка Народные промыслы русских мастеров, промыслы мастеров с. Балхар (глиняные игрушки)
Соломенные и деревянные игрушки, игрушки из глины.
История возникновения игрушек мастеров России и мастеров РД.
Народные игры Русские народные игры. Дагестанские народные игры, традиционные в Республике Дагестан.
Народные обрядовые игры. Знакомство с разными видами жеребьевок (выбором ведущего игры). Разучивание считалок, слов к играм.
Старинные и современные народные русские и традиционные игры в Республике Дагестан.
Земляки, прославившие нашу Родину. Понятие «земляки». Герои Великой отечественной войны. Наши современники- земляки, прославившие нашу республику.