Белишко Оксана Александровна
Регионального содержания в образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
В настоящее время ФГОС ДО определяет полностью работу дошкольного учреждения, в том числе и содержание образовательной деятельности. Образовательная программа ДОУ состоит из обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает выбор участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы и обеспечивает возможность учета регионального содержания. Региональное содержание предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона и позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на изучение природных особенностей региона и его культурных традиций. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей, и помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. А интегративный подход в организации педагогического процесса дает возможность развивать в единстве все сферы детской деятельности. Региональное содержание реализуется через все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в различных видах деятельности (игровой, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, конструирования из разного материала, музыкальной и двигательной (овладение основными движениями) формы активности ребенка). Работа в рамках регионального содержания осуществляется на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром, символикой Омска и области, творчеством поэтов, писателей и художников региона. Для того чтобы более полно охватить все компоненты регионального содержания, важно свою деятельность планировать, поэтому использование метода проектов является удобным и необходимым. В течение 2019-2020 учебного года я реализовала следующие проекты в рамках регионального содержания : «Омск – мой родной город» (октябрь 2019г., «Мгла волнистая покрыла небеса, пришла к нам зимушка-зима…» (декабрь 2019г., «Солнышко-колоколнышко, появись…» (январь 2020г.).
Публикация «Регионального содержания в образовательном процессе детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
В ходе реализации проектов использовались следующие формы работы: беседы («Край, в котором мы живём», «Зачем нужно охранять природу», «Как живут птицы зимой», «Зима в нашем крае» и др., занятия («Край, в котором мы живём», «Зачем нужно охранять природу», дидактические игры ("Кто где живет?", «Вот моя улица, вот мой дом», «В лес – за грибами», лото «Овощи и фрукты», «Лесное лото», «Съедобный - несъедобный», «Когда это бывает», сюжетно-ролевые игры, рассматривание альбомов, чтение художественной литературы, художественное творчество, двигательная активность, работа с календарем природы. Работа по реализации регионального содержания проводится с детской библиотекой. Совместные мероприятия проводятся и на территории детского сада (в январе 2020г.)
В годовом плане запланированы мероприятия, в которых дети и родители с удовольствием участвуют. Работа по реализации регионального содержания неразрывно связана с использованием здоровьесберегающих технологий. Использование профилактических мероприятий;
-соблюдение режима прогулок во все времена года и двигательного режима дошкольников, динамических пауз, физ. минуток, подвижных игр, бодрящих гимнастик позволяет укреплять здоровье детей с использованием компонентов регионального содержания.
В сотрудничестве с инструктором по физической культуре и родителями проводились мероприятия, в которых дети с удовольствием участвовали. Праздник, посвященный ПДД (октябрь 2019г., Оздоровительный праздник для родителей с использованием регионального компонента «Мама, папа, я – спортивная семья» (декабрь 2019г.).
Таким образом, использование регионального содержания в дошкольном учреждении предоставляет множество возможностей для развития всесторонней и гармоничной личности ребенка с использованием всех образовательных областей по ФГОС.
Литература
1. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. М., 1999.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (приложение к Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")