Ирина Шкодина
Проект «Мы — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы – семья!»
Сопровождение развития ответственного родительства в образовательных организациях микрорайона (Первомайский район г. Ростова-на-Дону)
Цель реализации проекта «Мы – семья!»
Организация взаимодействия образовательных учреждений микрорайона и семьи для преобразования и активизации родительских позиций в обучении, воспитании, развитии и социализации детей, в приобщении их к жизнеутверждающим национальным ценностям и мировоззренческому самоопределению для обеспечения становления гуманистической направленности личности, как условия сохранения целостности муниципального сообщества и стабильного его развития.
Темочки:
Задачи проекта «Мы – семья!»
• Совершенствовать организационно-управленческие формы и механизмы поддержки и развития семейного воспитания в муниципальном образовательном пространстве, в условиях отдельной семьи.
• Организовать межведомственное взаимодействие систем общего и дополни-тельного образования с привлечением органов муниципальной власти, осуществляющих управление в сферах молодёжной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.
• Поддерживать развитие общественных организаций, чья деятельность связана с интересами детей и молодёжи в рамках государственной политики в сфере образования, воспитания и социализации.
• Обеспечить единство целей, ценностей и методов воспитания во взаимодействии образовательных учреждений и семьи.
• Способствовать повышению у педагогов компетенций, необходимых для организации целенаправленного взаимодействия с семьёй, развития её функций и преодоления отчуждения между семьёй, поручителем ребёнка, и образованием, поручителем общества. Это ставит перед образованием проблему индивидуализации работы с семьями обучающихся.
• Разработать стратегию повышения психолого-педагогических и социо-культурных компетенций родителей в целях развития личности ребёнка, его успешной социализации и результативности образования.
• Создать пространство продуктивного сотрудничества семьи и образовательных учреждений для разрешения проблем современного воспитания на основе воз-рождения позитивных традиций национального и этнорегионального семейного воспитания.
• Использовать социокультурный потенциал муниципальной среды для повышения престижа родительства, значимости семейного воспитания и ответственности родителей за результаты организуемого ими воспитания.
• Разработать и осуществить мониторинг эффективности организуемых процессов сопровождения развития семейного воспитания как основы деятельности по предотвращению деструктивных проявлений в поведении обучающихся.
Субъекты, группы проекта «Мы – семья!»
Приоритетными целевыми группами реализации проекта являются дети, под-ростки, юношество, специалисты образовательной и социальной сферы, представители общественных организаций, муниципальных служб, родители и другие члены семьи.
Участниками реализации проекта являются :
образовательные учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования, институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;
органы общественного управления, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родителей, попечительские советы;
различные ведомственные структуры, в чьём ведении находится работа с детьми и молодёжью.
воспитанники, педагоги, родители (законные представители) МДОУ 20, 258, 261, 286, 287, 305; обучающиеся, педагоги, родители (законные представители) МБОУ «Школа №109», МБОУ ДО ДДТ «Парус», МБОУ ДО ДЮСШ № 3.
Социальные партнеры: Администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону, ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, МБУЗ «Детская городская поликлиника № 4», Библиотечно-информационный центр им. Н. Г. Чернышевского.
Условия реализации проекта
Межведомственное взаимодействие / социальное партнерство /ценности ответственного родительства и формы их трансляции
Формы работы:
мониторинг (опрос родители, руководители, педагоги);
просвещение/лекторий;
совместный досуг;
родительский клуб;
мастер-классы, консультации;
фестивали (Семейные певческие коллективы, Семейное древо, Наставления наших прародителей);
конференции;
публикации (обобщение опыта);
семейный сквер и т. д.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2020 г. – май 2023 г.
Этапы:
1. Организационный
2. Основной
3. Заключительный
Предполагаемый результат:
Реализация основных направлений «Концепции развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
Эффективное социально-педагогическое взаимодействие образовательных организаций с семьями воспитанников и обучающихся.
Укрепление и поддержка института семьи, сохранение традиций семейных отношений, установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
Увеличение числа родителей, включенных в деятельность образовательных организаций, в жизнь ребенка.
Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
Привлечение родителей к активной работе по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Данный проект с июня 2021 г. получил статус региональной инновационной площадки.
Теоретической основой инновационного проекта «Мы – семья!» являются положения, разработанные доцентом кафедры методики воспитательной работы, кандидатом педагогических наук Т. С. Есаян.
Современные тенденции трансформации общества и системы образования требуют серьёзного переосмысления функций всех социальных институтов и интенсивного поиска оптимального решения насущных проблем. В их числе:
• в условиях современных вызовов семья как атом общества и первоначальное поле культуры и социализации человека, оказывается неспособной реализовать возложенные на неё функции, и, зачастую, находится в состоянии растерянности и потери ориентиров. Культура семейного воспитания и семейного уклада утрачивает «потенциал человечности», а сама семья, потеряв необходимые компетенции, не становится ответственным субъектом воспитания и социализации, способным поддерживать и сопровождать ребёнка в моменты его встречи с вызовами общества;
• социально-культурные вызовы предъявляют образованию повышенные требования и отводят ему главную роль в подготовке обучающихся к ответствен-ному жизнетворчеству.
Это вызвано, в том числе, и наличием кризисных явлений в жизни и в воспитательной практике некоторых семей, которые сами явились пространством риска с доминированием деструктивных проявлений. В числе устоявшихся кризисных явлений в практике современного семейного воспитания возможно выделить следующие явления:
• разрушение традиционного нравственного представления о браке и семье, иерархии семейных отношений; нарушение связи между поколениями и преемственности созидательных педагогических семейных традиций;
• отсутствие в семье доброжелательного психологического климата, что проявляется в противоправном поведении взрослых и в отсутствии у них коммуникативной и этнолингвистической культуры;
• доминирование авторитарных, попустительских практик взаимодействия, допущение игнорирования и безнаказанности по отношению к поступкам детей, к их активному противостоянию авторитету взрослых;
• падение престижа ответственного родительства; практика подмены личного общения с ребёнком, совместного проживания с ним событий жизни и организации общего досуга - заботой о его материальном благополучии;
• самоустранение семьи от активной, педагогически целесообразной деятельности по формированию компетентностной сферы ребёнка и, прежде всего, его нравственных ориентиров.
Обозначенные проблемы и явления с очевидностью ставят перед образованием необходимость конструктивной организации взаимодействия с семьями обучающихся и содействия построению системы родительского просвещения, как условия повышения их компетенций сообразно миссии современного образования и воспитания.
В свете современной государственной стратегии в сфере образования и воспитания педагогическая помощь семье рассматривается как часть социальной политики государства, что ставит перед образованием проблему создания оптимальной системы поддержки семьи на пути формирования нового гуманистического общественного уклада.
Основаниями для реализации данной стратегии служат:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая Декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (Постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 № 1493);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 года);
- «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановление Правительства Ростовской области "Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом" (от 15.11.2012 № 1018).
Данные государственные законодательные документы ставят перед региональным образованием задачу разработки механизмов реализации приоритетных задач модернизации системы взаимодействия образования и института семейного воспитания.
Между тем, в муниципальной практике имеют место факторы, тормозящие развитие сотрудничества педагогов с семьями :
• недостаточный уровень компетенций целеполагания в сфере воспитательных задач в соотношении с социальными проблемами и установками соответствующих государственных и региональных документов;
• недостаточная ориентированность в вопросах традиций этнокультурного и этноконфессионального семейного и общественного воспитания применительно к специфике региона;
• требующие своего развития организаторские и коммуникативные компетенции, адекватные современным динамичным общественным проблемам и развивающемуся информационному пространству;
а также факторы, сдерживающие продуктивность взаимодействия родителей и педагогов:
o недостаточная общая и педагогическая культура родителей (в частных случаях, нецивилизованная);
o несформированность родительских позиций по отношению к воспитанию детей;
o недооценивание роли сотрудничества в воспитательном процессе;
o субъективный подход к оцениванию поведения и черт характера своих детей;
o безинициативность к выполнению своих родительских обязанностей.
Насущные проблемы явились основанием для дальнейшего развития в регионе опыта и традиций конструктивного взаимодействия образовательного учреждения и семьи, а также необходимость усиления потенциала региональных образовательных учреждений по координации деятельности в процессе разрешения ими государственных задач воспитания и социализации.
В качестве соответствующего механизма может быть избрана, разработанная Т. С. Есаян Модель организации взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся как базис построения инновационного проекта «Мы–семья!».
Модель составляет научно-методическую основу и поддержку инновационного проекта, осуществляемого в муниципальном образовании применительно к Государственной стратегии развития образования и воспитания; позволяет скоординировать действия субъектов муниципального образовательного сообщества, помочь специалистам ориентироваться в многообразии вариантов разрешения поставленных задач в ориентации на специфику конкретных муниципальных образовательных организаций и условий их функционирования.
В свете современных насущных социокультурных проблем поддержки семейного воспитания главным контекстом деятельности по их разрешению в муниципальном пространстве определяется приоритетность семейного воспитания и семьи как первоначального поля становления духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности человека, как среды организации межпоколенного сотрудничества и преемственности, как хранительницы традиций родовой чести и чистоты, как основы государственного благополучия и становления национальной идентичности.
Цель и задачи проекта «Мы – семья!» указаны выше.
Проект включает в себя актуальный инструментарий: структурные компоненты, ценностно-целевые приоритеты, содержательно-деятельностные век-торы.
Результативность организуемому процессу обеспечит ориентация на систему принципов и подходов:
• Личностно-ориентированного взаимодействия, суть которого:
- обеспечение процессов становления самосознания и конструктивной самореализации субъектов взаимодействия;
- в преобразовании их нравственных и феноменологических позиций в процессе самоорганизуемого взаимоотношения с миром и с самим собой;
- в удовлетворении потребностей и интересов ребёнка, родителей и педагогов в творчестве, в цивилизованном самовыражении;
- в развитии в каждом ребёнке его уникальных индивидуально-личностных созидательных качеств;
- в перераспределении субъектных полномочий всех участников взаимодействия.
Технологически реализация этого принципа осуществится посредством:
• диалогичности, проявляющейся в коммуникативных компетенциях, умениях субъектов взаимодействия;
• сотрудничества детей и взрослых в разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных формах взаимодействия;
• гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье;
• свободного принятия субъектами самостоятельных решений, в творчестве, в выборе содержания и способов сотрудничества.
Культурологический подход предполагает мотивирование участников на самопознание, становление их соответствующих компетенций в ориентации на национальные культуротворческие ценности и традиции, развитие общекультурного потенциала семьи и образовательного учреждения.
Технологически реализация этого принципа обеспечится:
• развитием культурной среды образовательных учреждений, всех потенциалов образовательного пространства: материально-технических, знаково-символических, информационных, творческо-сотворческих, событийно-коммуникативных, психолого-педагогических, досугово-рекреационных и др. ;
• содействием развитию культуры семейной среды, её воспитательного потенциала, в том числе, ценностно-смыслового, событийно-коммуникативного, познавательного, поведенческого, творческо-сотворческого, здоровьесберегающего, социально-экономического; досугово-рекреационного;
• легитимизацией национальных и региональных ценностей и традиций жизнедеятельности в практике семейного и общественного воспитания как условия становления историко-культурной идентичности субъектов общества и их самоопределения в мире культуры.
Психолого-педагогическая помощь и поддержка предполагает:
- оказание помощи и развитие у соучастников взаимодействия специальных компетенций и функций, необходимых им для осуществления воспитывающей деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- организацию дифференцированной работы по теоретическим основам и наиболее часто встречающимся проблемам возрастного психического и физиологического развития детей;
- содействие становлению полноценно здоровой личности ребёнка;
- оказание семье помощи в грамотном решении воспитательных и образовательных проблем;
- инициирование ответственности родителей за поступки и поведение своих детей, а также свободу своего педагогического выбора.
Технологически реализация этого принципа обеспечится:
• созданием условий для активного включения всех субъектов взаимодействия в процесс повышения их соответствующих социально-педагогических функций и компетенций;
• формированием положительного отношения и мотивации к сотрудничеству у всех субъектов процесса;
• организацией помощи в разрешении проблем предотвращения и коррекции девиантного поведения, работы с одарёнными детьми, с детьми-инвалидами, детьми группы риска;
• созданием системы просветительской деятельности по проблемам возрастной психофизиологии, юношеской субкультуры, неформальным молодёжным объединениям, конфликтологии, профилактики суицидального поведения и употребления ПАВ;
• регламентацией педагогической деятельности педагогов и родителей;
• повышением квалификации субъектов проекта.
Планируемые эффекты организации взаимодействия образовательных учреждений с семьями обучающихся
1. Повышение уровня общекультурных и психолого-педагогических компетенций субъектов взаимодействия: педагогов, руководителей, родителей и прародителей.
2. Расширение потенциала и доступности для детей разнообразных видов социально-психологической и педагогической помощи и поддержки в трудных жизненных ситуациях.
3. Развитие гуманистического и продуктивного уклада события образовательных организаций и семьи, что проявится в удовлетворённости детей и родителей условиями и результатами развития, воспитания и обучения.
4. Формирование целостной, направленной на социально-личностный результат образовательной среды с расширенным потенциалом вовлечения детей в досуговую деятельность, в детские общественные организации, в систему дополнительного образования, в трудовую деятельность как условий осуществления успешной социализации, развития и саморазвития обучающихся.
5. Организация муниципального образовательного пространства на основе лучших традиций муниципального и национального воспитания и социализации, общественного согласия и сотворчества педагогов, родителей и детей, как факторов обеспечения целостности муниципального сообщества и стабильности его развития
Ценностно-целевые приоритеты нашего проекта «Мы – семья!» направлены на устранение выявленных негативных проявлений и фактов, а также придания целостности функционированию формируемой муниципальной системы поддержки семейного воспитания.
В качестве таковых могут быть определены следующие Идеи:
• Сохранение и экология пространства детствосбережения в ориентации на базовые потребности ребенка и эволюцию его как субъекта жизни, природы, общества, культуры.
• Признание приоритетности семейного воспитания в становлении личности ребенка на основе легитимизациии и экологии национальных ценностей и традиций жизнедеятельности.
• Восстановление в общественном сознании традиционной ценности бра-ка, семьи, престижа материнства, отцовства, образованности, воспитанности.
• Опора на базовые, исторически сложившиеся, функции семьи.
• Организация традиционной поливозрастной межпоколенной совместной деятельности взрослых и детей в процессе социализации и становления их социокультурной и гражданской идентичности.
• Содействие развитию у обучающихся осознанного отношения к своему будущему ответственному родительству и семье как пространству духовного единения, определяющему жизненный успех человека.
• Создание и осуществление социального партнерства субъектов общества, образования, культуры, иных структур в разрешении проблем обеспечения процессов становления психолого-педагогических и социокультурных компетенций современной семьи и её воспитательного потенциала.
• Создание единого муниципального воспитательного пространства на основе лучших сформировавшихся традиций межкультурного диалога и согласия для развития культуры жизнетворчества каждым ребёнком, его самоопределения и самоорганизации, активной творческой, гражданской и социальной позиции.
Системный подход к решению возникающих в обществе проблем позволяет их нивелировать при условии консолидации всех имеющихся управленческих, государственно-общественных и социокультурных потенциалов и резервов муниципального пространства как непременного условия сохранения и развития человеческого потенциала, обеспечение целостности общества и его стабильного развития.
Карта векторов деятельности
Результат:
Сформируется непротиворечивый тип ценностных ориентаций.
Снизится рассогласованность подходов к воспитанию.
Укрепятся партнерские взаимоотношения и сотрудничество.
Разовьются компетенции всех субъектов взаимодействия.
Воспитанники обретут уверенность в себе, в семейной и общественной поддержке.
Более конструктивно осуществится процесс социализации детей, возрастет их социальная и гражданская активность.