Алена Вуковчан
Консультация «Рефлексивные круги в детском саду: что, как, зачем»
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем нужны рефлексивные круги
Детский сад— это такой городок самостоятельных детей. Если утром заглянуть к ним в гости, то можно увидеть много удивительного. Например, ребята сидят в круге и что-то сосредоточенно обсуждают. Знаете, что это? Это новая форма общения — рефлексивные круги. Все как у взрослых.
Дети самостоятельно ищут выход из сложившихся ситуаций, обсуждают и договариваются о дальнейших действиях. Сейчас “круг” становится для них привычной формой взаимодействия.
Публикация «Консультация „Рефлексивные круги в детском саду: что, как, зачем“» размещена в разделах
Воспитатели стали проводить эти встречи почти каждый день, и результаты впечатляют. “Такая форма общения развивает у детей навыки саморегуляции поведения и произвольного внимания, самостоятельности и ответственности. Они учатся слушать других, не перебивая, у них формируется общегрупповое пространство, нормы и ценности. И если в первые месяцы без воспитателя в роли модератора было никуда, то теперь малыши сами собирают круг, когда им нужно что-то обсудить. Они анализируют, рефлексируют и учатся прислушиваться к собственным ощущениям”.
Атрибутика
Рефлексивные круги учат детей разрешать конфликтные ситуации в целом, без акцента на конкретном ребенке. Самые продуктивные встречи — по утрам, когда воспитатель вместе с детьми может запланировать работу на целый день.
В круге очень важна атрибутика. Можно использовать свечу или какой-то другой предмет, который будет нести смысловую нагрузку. Этот атрибут может просто стоять в центре или передаваться по кругу. У кого он в руках, тот и высказывается. Остальные внимательно слушают.
Зачем это надо? Общий элемент помогает детям организоваться в группу и сосредоточить свое внимание на ответах друг друга. Мы также используем индивидуальные коврики или подушки — детям так легче оставаться на месте. А некоторые группы выбирают, например, один круглый коврик, вокруг которого они и размещаются.
5 правил рефлексивного круга
Участники рефлексивных кругов обязательно придерживаются пяти правил:
Говорит кто-то один или тот, у кого в руках предмет;
Отвечать надо на тот вопрос, который задан;
Не повторять;
Если хочешь, можешь не говорить;
Если поднята рука, значит нарушено правило круга.
Готовы ли дети в столь раннем возрасте к рефлексии?
“Большинство психологов сходятся во мнении, что начало развития рефлексии приходится на возраст примерно трех лет. Именно в этот период происходит выделение собственного “Я”, которое ребенок осознает, взаимодействуя с окружающими. А это является основной предпосылкой развития рефлексии. Ребенок начинает осознавать себя, свое “Я” в общении. Поэтому “круг”, который мы стали предлагать воспитанникам нашего детского сада, дает прекрасную возможность для того, чтобы посмотреть вглубь себя и своих ощущений. Ну и конечно, сам факт, что круги стали существовать без воспитателя, дети сами его организуют и модерируют, говорит о том, что такой формат нашел отклик. Мы видим, как меняются дети”.