Елена Гагарина
Речевые игры по лексической теме «Фрукты»
▼ Скачать
Речевые игры по лексической теме:
«Фрукты»
Назови ласково
Цель: закрепить образования существительных с уменьшительно – ласкательным значением, развивать речь.
Публикация «Речевые игры по лексической теме „Фрукты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2022
Ход. Воспитатель называет слова, дети изменяют их в ласкательную форму: яблоко – (яблочко, лимон – (лимончик, апельсин –(апельсинчик, мандарин – (мандаринчик, ананас – (ананасик, банан – (бананчик, нектарин – (нектаринчик, вишня – (вишенка, черешня – (черешенка, гранат – (гранатик, абрикос – (абрикосик, ветка – (веточка, корзина – (корзиночка…
Один – много
Цель: учить образовывать множественное число имен существительных, развивать внимание, быстроту мышления.
Ход. Воспитатель, бросая мяч, называет слово в ед. ч. ребёнок, возвращая мяч, называет слово во мн. ч. :
яблоко – (яблоки, груша – (груши, слива – (сливы, лимон – (лимоны, апельсин – (апельсины, мандарин – (мандарины, ананас – (ананасы, банан – (бананы, персик – (персики, нектарин – (нектарины, вишня - (вишни, черешня – (черешни, гранат – (гранаты, абрикос – (абрикосы, киви, манго не изменяются.
Скажи какой?
Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных, активизировать словарь детей именами прилагательными, развивать речь.
Ход. Воспитатель просит детей ответить какой получится сок из данного фрукта.
Из яблока – (яблочный, из груши – (грушевый, из сливы – (сливовый, из лимона – (лимонный, из апельсина – (апельсиновый, из мандарина – (мандариновый, из ананаса – (ананасовый, из банана – (банановый, из персика – (персиковый, из нектарина – (нектариновый, из вишни – (вишневый, из черешни – (черешневый, из граната – (гранатовый, из абрикоса – (абрикосовый, из айвы – (айвовый).
Цель: развивать умение подбирать корректно к существительному согласованное прилагательное, активизировать словарь детей прилагательными.
Ход. Воспитатель предлагает подобрать признак к каждому фрукту.
Лимон (какой) —. (желтый, сочный, кислый,.)
Апельсин (какой) —. (оранжевый, сочный, сладкий,.)
Мандарин (какой) —. (оранжевый, сочный,.)
Вишня (какая) —. , груша (какая) —. , яблоко (какое) —. ,слива (какая, ананас (какой, банан (какой, персик (какой, нектарин (какой, вишня (какая, черешня (какая, гранат (какой, абрикос (какой, айва (какая, хурма (какая, киви (какое, манго (какое).
Жадина
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
Ход. Воспитатель спрашивает чей фрукт, а ребенок отвечает с притяжательным прилагательным.
Чьё яблоко? – (моё яблоко, чья груша? – (моя груша, чья слива? – (моя слива, чей лимон? – (мой лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, персик, нектарин, вишня, черешня, гранат, абрикос, айва, хурма, киви, манго.
Что ты видел в магазине «Фрукты-овощи»?
Цель: упражнять в практическом образовании Винительного падежа. существительных, закрепить название фруктов.
Ход. Воспитатель раскладывает иллюстрации фруктов картинкой вниз. Ребенок переворачивает картинку и отвечает какой фрукт видел в магазине.
- Я видел в магазине (яблоко, грушу, сливу, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, персик, нектарин, вишню, черешню, гранат, абрикос, айву, хурму, киви, манго не изменяются).
Посчитай до 5
Цель: упражнять в практическом образовании Родительного падежа. существительных в единственном и во множественном числе, продолжать учить согласовывать существительное с числительным.
Ход. Воспитатель показывает иллюстрации фруктов. Предлагает детям посчитать до 5 каждый фрукт.
- Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, персик, нектарин, вишня, черешня, гранат, абрикос, айва, хурма, киви, манго не изменяются.
К какому фрукту подошёл продавец?
Цель: упражнять в практическом образовании Дательного падежа. существительных в единственном и во множественном числе, закрепить название фруктов.
Ход. Воспитатель показывает иллюстрации фруктов и спрашивает: «К какому фрукту подошёл продавец? Сначала к одному, а потом к пяти…» (к яблоку - к яблокам, к груше – к грушам, к сливе – к сливам, к лимону – к лимонам, к апельсину – к апельсинам, к мандарину – к мандаринам, к ананасу – к ананасам, к банану – к бананам, к персику – к персикам, к нектарину – к нектаринам, к гранату – к гранатам, к абрикосу – к абрикосам, к вишне, к черешне, к айве, к хурме (нет мн. числа, киви, манго не изменяются.
В каком фрукте есть витамины?
Цель: упражнять в практическом образовании Предложного падежа. существительных в единственном и во множественном числе, закрепить название фруктов.
Ход. Воспитатель показывает иллюстрации фруктов и спрашивает: «В каком фрукте есть витамины? (в яблоке – и во всех? яблоках, в груше – в грушах, в сливе – в сливах, в лимоне – в лимонах, в апельсине – в апельсинах, в мандарине – в мандаринах, в ананасе – в ананасах, в банане – в бананах, в персике – в персиках, в нектарине – в нектаринах, в гранате – в гранатах, в абрикосе – в абрикосах, в вишне, в черешне, в айве, в хурме (нет мн. числа, киви, манго не изменяются.
Пирог с чем?
Цель: упражнять в практическом образовании Творительного падежа. существительных в единственном и во множественном числе, закрепить название фруктов.
Ход. Воспитатель показывает иллюстрации фруктов и спрашивает: «Пирог с чем? (с яблоком – а если много взять? с яблоками, с грушей – с грушами, со сливой – со сливами, с лимоном – с лимонами, с апельсином – с апельсинами, с мандарином – с мандаринами, с ананасом – с ананасами, с бананом – с бананами, с персиком – с персиками, с нектарином – с нектаринами, с гранатом – с гранатами, с абрикосом – с абрикосами, с вишней, с черешней, с айвой, с хурмой (нет мн. числа, киви, манго не изменяются.
Назови действия с фруктом
Цель: активизировать словарь детей глаголами, развивать умение уместно подбирать действия.
Ход. Воспитатель показывает фрукт и спрашивает, что можно делать с фруктом. Дети называют действия:
- Фрукт можно мыть, чистить, резать, есть, варить и тд.