Елена Гурулева
Речевые игры по лексической теме «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры по лексической теме «Деревья»
Цель: Закрепить знания детей о деревьях, развить память, логическое мышление, речь.
1. «Я знаю пять названий деревьев» Цель: закрепить названия деревьев.
Береза, осина, ель, сосна, дуб.
Рябина, клен, липа, тополь, кедр.
Каштан, пихта, лиственница, ольха, ива.
Публикация «Речевые игры по лексической теме „Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
2. «Единственное число, множественное и со словом много»
Цель: образование существительных единственного, множественного числа в именительном и родительном падежах.
Лес – леса – много лесов, клен — клены много кленов, тополь — тополя — много тополей, осина — осины — много осин, дуб — дубы — много дубов, липа — липы — много лип, береза — березы — много берез, шишка — шишки — много шишек, желудь — желуди — много желудей, сережка — сережки — много сережек, корень — корни — много корней, ствол — стволы — много стволов, иголка — иголки — много иголок, пень — пни – много пней, ива — ивы — много ив, рябина — рябины — много рябин, ель — ели — много елей.
3. «Назови какой лес»
Как называется лес, где растут дуб, берёза, липа, клён? Это лиственный лес.
Как называется лес, где растут ель, сосна, кедр? Это хвойный лес.
Если растут ольха, осина, ель, сосна, береза – это лес (какой). Это смешанный лес.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.
Как называется аллея, где растут липы? Это липовая аллея.
4. Игра «Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Ель – ёлочка сосна – сосенка береза – березка
иголка – иголочка ветка – веточка шишка – шишечка
тополь — тополек дуб — дубок осина — осинка
рябина — рябинушка ива — ивушка клен — кленок
лист — листик, листочек лес — лесок пень - пенёк
5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья по существенным признакам.
Дуб, ольха, ель, берёза Ольха, кедр, ель, сосна.
Клен, рябина, ель, осина. Липа, тополь, ива, желудь
Береза, дуб, клен, ромашка.
6. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Лист берёзы — берёзовый лист, лист клёна — кленовый лист, лист рябины — рябиновый, лист осины — осиновый лист, лист дуба — дубовый, лист липы — липовый, иголка ели — еловая, иголка сосны — сосновая, лист ивы – ивовый лист.
7. "Чьи плоды?" Цель: умение различать и называть плоды деревьев.
Жёлуди растут (где) на дубе. Грозди рябины растут на (рябине).
Серёжки растут на (березе, ольхе, иве) Шишка с орехами поспела на (кедре)
Круглая шишка упала с (сосны). Длинная шишка выросла на (ели).
Цель: образование относительных прилагательных.
Ветка сосны — сосновая ветка ели — еловая ветка тополя — тополиная
ветка осины — осиновая ветка липы — липовая ветка ивы – ивовая ветка
шишка сосны – сосновая шишка ели – еловая шишка кедра - кедровая
8. Игра «Угадай, про какое дерево я говорю?"
9. Цель: развитие образного мышления, внимания, слухового восприятия.
Стройная, кудрявая, белоствольная. русская (береза)
Грустная, печальная, плакучая (ива)
Зеленая, колючая, маленькая (елочка)
Крепкий, могучий, старый, раскидистый… (дуб).
Толстая, стройная, коричневая высокая, хвойная (сосна)
Тонкая, прямая, красноплодная (рябина).
10. Игра «Веселый счёт» Цель: Согласование существительного с числительным и прилагательным.
Одна береза, две березы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз.
Один пень, два пня, три пня, четыре пня, пять пней.
Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек.
Один могучий дуб, два могучих дуба, три могучий дуба, четыре могучих дуба, пять могучих дубов.
Одна маленькая ёлочка, две маленьких ёлочки, три., четыре, пять маленьких ёлочек.
11. Игра «Подбери признаки». Цель: развивать ассоциативное мышление, подбираем прилагательные.
Клён (какой) — высокий, раскидистый, разноцветный, красный, яркий.
Ель (какая) — стройная, зеленая, колючая, хвойная, вечнозеленая, высокая.
Дуб (какой) — могучий, развесистый, крепкий, большой, раскидистый, могучий.
Берёза (какая) — стройная, высокая, кудрявая, белая, русская.
«Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
Береза (что делает) – растёт, стоит, качается, вырастает.
Лист (что делает)- растет, меняет окраску, вянет, опадает, кружится, сохнет, шуршит.
Корни дерева (что делают) – растут, удерживают, питают.
12. Игра «Скажи наоборот». Учим детей подбирать антонимы.
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели короткие.
У клена листья большие, а у березы маленькие.
Дерево старое, а другое молодое.
У дуба ствол толстый, а у березы тонкий.
У березы ствол светлый, а у клёна темный.
13. Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас считать:
Дуб, осина, клен, рябина,
липа, ясень, тополь, вяз,
кедр, береза, елка, ива,
каштан, пихта и сосна.
Всех мы вас в лесу встречаем,
знаем каждого из вас.
(Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.
Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы).
14. Загадки:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Березки)
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ивы)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница)
Радость всем она несёт,
Собирает в хоровод
Ангелочков и детей
В новогодний праздник. (ель).
Хвойное дерево. Ветки лохматые,
Словно олени и лоси – рогатые.
В шишках – для белок и птиц семена.
Вечнозелёная это. (Сосна).
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем. (Тополя)
Возле дома он растёт.
Листья, как моя ладошка.
Не цветами, но цветёт.
Посмотри-ка ты в окошко.
Ветер дунул – полетели,
Как на крыльях семена,
Словно маленький пропеллер,
Самолётик для меня.
Что за дерево? Кто он?
Это стройный русский. (Клен)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябины)
15. Подели на слоги слова: дерево, ель, сосна, береза, лист, кедр, осина, тополь, веточка, шишка, желудь, лес, лиственный, роща, аллея.
16. Назови деревья, название которых начинается с гласного звука. (Ива, ель, осина)
Назови деревья, название, которого начинается с мягкого согласного звука
(береза, лиственница, кедр, рябина)
17. Опиши дерево по плану.
Как называется это дерево?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растёт дерево?
Из каких частей состоит?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья?
Какую пользу может принести людям?
Примерный рассказ.
Это берёза. У неё белый стройный высокий ствол. Чаще всего растёт в лесу. У березы есть корни, ствол, ветви, на ветках листья круглой формы и сережки. Весной на деревьях появляются почки, которые превращаются в листочки. Зелёной берёза стоит всё лето. Осенью листочки желтеют и опадают. Зимой ветки покрыты снегом. В городе люди сажают берёзы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры берёзы делают различные поделки, используют березу на дрова. Березовые почки используют в медицине. Птицы вьют гнёзда.