Мария Яремчук
Речевые игры по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры по лексическим темам
для детей старшего дошкольного возраста имеющие ограниченные возможности здоровья.
Разработала:
учитель – логопед М. П. Яремчук
тема : «Овощи. Огород».
1.«Назови овощи». Цель: обогащение словарного запаса.
2. «Большой – маленький». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Огурец – огурчик, (помидор, перец, горох, петрушка, укроп, морковь, лук, бакла-жан)
Публикация «Речевые игры по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
3. «Новое слово». Цель: развитие словообразования относительных прилагатель-ных.
Сок из моркови – морковный, рагу из овощей –, икра из баклажанов – … икра из кабачков –, пюре из картофеля – …, салат из капусты –
4. «Сосчитай овощи». Цель: согласование существительного с числительным.
1 2 3 4 5 6
Кабачок
Огурец
Баклажан и т. д.
5. «Что где растет?» Цель: упражнение в употреблении предлогов.
Что растет НА земле – (ПОД землей, НАД землей)
«Овощи. Огород».
(Развитие связной речи)
1.«Узнай по описанию»
- Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)
- Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)
- Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)
- Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)
-Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)
- Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)
2. «Расскажи, какой» (помидор, огурец, редиска и т. д.) :
По цвету - по форме - по твердости –
По гладкости - по запаху - по сочности -
По вкусу – - Где растет? - В какое время созревает –
- Как ухаживают за овощами – - В каком магазине продают –
- Что можно приготовить из овощей –
3. «Составь рассказ об овоще по схемам».
«Человек. Части тела».
1. «Назови части»(головы, туловища, рук, ног). Цель: обогащение словарного запа-са.
2. «Чего у человека по два, по две». Цель: согласование существительного с чис-лительным в роде.
3. «Четвертый лишний». Почему? Цель: развитие логического мышления.
Голова, шапка, ладонь, шея. Нога, стопа, сапоги, колено.
4. «Назови части тела человека, которых нет у домашних животных».
Цель: развитие логического мышления.
5. «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря антонимов.
Большой – (маленький) Высокий – Веселый – Старый – Длинный – Чистый – Толстый – Стройный – Злой – Больной – Друзья – Одеваться – Трудиться – Аккуратный –
6. «Один – много». Цель: упражнение в образовании существительных множест-венного числа.
Голова – головы (лицо, лоб, нос, рот, ухо, локоть, бровь, ноготь)
7. «Назови ласково». Цель: упражнение в образовании существительных с ласка-тельным значением.
Глаза – глазки (щека, шея, ресница, лоб, подбородок, нога, рука, рот, нос)
8. «Подбери предмет» (часть тела) к действию. Цель: развитие глагольного слова-ря.
Видят - слышат - работают - бегают - дышит - жуют - стоят
машут - трогают - нюхает - говорит - пишут -
«Человек Части тела».
(Развитие связной речи)
1. «Узнай по описанию»
Красивые, серые, зелёные, голубые, большие – (что)
Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные – (что)
Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – (что)
Пухлые, розовые, круглые – (что)
Добрая, красивая, терпеливая, весёлая, скромная, ласковая, нежная, требовательная (кто)
Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый (кто)
Ласковая, добрая, старенькая, доброжелательная (кто)
Старый, умный, строгий, седой, мудрый (кто)
Весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая (кто)
Умный, подвижный, старший, сильный, младший, слабый (кто)
2. «Расскажи о себе» (какие части тела у тебя есть, опиши их, что они умеют де-лать)
«Сад. Фрукты».
1. «Назови фрукты». Цель: обогащение словарного запаса.
2. «Назови сок, варенье». Цель: развитие словообразования относительных прила-гательных.
Сок из яблок - варенье из яблок – (из слив, из груш, из абрикосов)
3.«Соберем фрукты в корзину». Цель: согласование существительного с числи-тельным.
1 2 3 4 5 6
Яблоко
Груша
Персик
4.«Большой – маленький». Цель: упражнение в образовании существительных с ласкательным значением.
Апельсин – апельсинчик (банан, лимон, вишня, яблоко, абрикос)
5. «Один – много». Цель: упражнение в образовании существительных множест-венного числа.
Банан – бананы, (лимон, яблоко, абрикос, слива, груша, персик, апельсин)
6. «Мой, моя, моё». Цель: упражнение в подборе слов – названий фруктов к место-имениям.
Мой (что) - (Апельсин.) Моя - (Вишня.) Моё - (Яблоко.) И т. д.
«Сад. Фрукты».
(Развитие связной речи)
1. Назови, какие фрукты ты знаешь?
Где растут фрукты?
В какое время созревают?
Что делают из фруктов?
2. Расскажи, какой фрукт по цвету, форме, вкусу, запаху, сочности:
Слива –
Лимон –
Яблоко –
3. Сравни фрукты:
Лимон овальный, а яблоко –
Слива мелкая, а апельсин –
Персик сладкий, а лимон –
Айва желтая, а гранат –
4. Составь рассказ о фрукте по схемам.
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
1. «Рассмотри свою одежду: про что можно сказать: Она моя? Он мой?» Цель: со-гласование существительного с местоимением в роде.
2. «Скромник – хвастун». Цель: упражнение в образовании существительных множественного числа. У тебя одна шапка, а у меня много шапок. (Куртка, рубаш-ка, шарф, платье, юбка, сапог)
3. «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря антонимов.
Детская куртка – взрослая куртка. (Короткая юбка, чистые сапоги, сухое пальто, широкий пояс)
4. «Упрямое слово». Цель: упражнение в употреблении несклоняемых существи-тельных.
У мамы есть осеннее пальто. Мама увидела, что оторвалась пуговица у…. Мама пришила пуговицу к ….. Мама надела ….. Теперь она довольна своим ….. Мама мне рассказала о своем осеннем … .
5. «Какой из чего?». Цель: развитие словообразования относительных прилагатель-ных.
Сапог из резины – резиновый сапог. (Кофта из шерсти, пальто из драпа, куртка из джинсы, рубашка из фланели, халат из байки)
6. «Выполни инструкцию» Цель: упражнение в употреблении предлогов.
- Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул, а кроссовки поставь под стул.
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
(Развитие связной речи)
1.«Узнай по описанию».
- Красивое, длинное, вечернее… (Платье.)
- Теплая, меховая, пушистая, длинная… (Шуба.)
- Вязанная, зимняя, теплая, пушистая, шерстяная, мягкая… (Шапка.)
- Теплый, пушистый, длинный, вязаный, шерстяной, мягкий… (Шарф.)
- Летняя, льняная, мужская, разноцветная, легкая (Рубашка.)
2. Составь рассказ по плану:
- Что это за предмет?
- Какого цвета этот предмет одежды?
- Из каких частей состоит предмет одежды?
- Когда одевают (зимой, весной, летом, осенью?
- Какая это одежда (мужская, женская, детская?
- Что можно делать с этим предметом одежды?
«Домашние птицы».
1.«Папа, мама, детеныши». Цель: активизация словарного запаса.
Петух – курица – цыплята. (Гусь, селезень, индюк)
2. «Кто как голос подает?». Цель: развитие глагольного словаря.
Петух – кукарекает. (Курица, гусь, утка, индюк)
3.«Кто что умеет делать?». Цель: активизация глагольного словаря.
(бегать, клевать, кукарекать, взлетать, пить и т. д.)
4.«Сосчитаем детёнышей».
Цель: упражнение в согласовании с числительными.
1 2 3 4 5
Цыпленок
Утёнок
Гусёнок
Индюшонок
5. «Что у кого есть?» (голова, туловище, крылья, клюв, две лапы, перья)
Цель: активизация словарного запаса.
6. «Назови ласково». Цель: упражнение в образовании существительных с ласка-тельным значением.
Голова – головка (Хвост, лапы, клюв, крыло, перо)
«Домашние птицы».
(Развитие связной речи)
1. Составь загадку о домашней птице. Например: пёстрая, кудахчет, детей созывает. Кто это?
2. Расскажи о домашней птице:
Кто это?
Какие части есть?
Что умеет делать?
Чем питается?
Кто детёныши?
Какую пользу приносит человеку?
3. Составь описательный рассказ о домашней птице по схемам.
«Домашние животные».
1. «У кого кто?» Цель: упражнение в словообразовании названий детёнышей.
У кошки – котёнок – много котят (У козы, у собаки, у лошади, у овцы, у свиньи, у крольчихи, у коровы)
2. «Чей, чья, чьи?». Цель: упражнение в образовании притяжательных прилага-тельных.
Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи). (Копыта коровы. Борода козы. Хвост лошади. Морда кролика. Лапы кошки).
3. «Скажи наоборот». Цель: развитие словаря антонимов.
У коровы длинный хвост, а у свиньи – короткий. Она короткохвостая.
У свиньи толстые ноги, а у овечки…, она тонконогая.
У свиньи жёсткая щетинка, а у кошки шерсть…, она мягкошёрстная.
У козы длинная шерсть, а у лошади …, она короткошёрстная.
4. «Угадай, чей голос» Цель: развитие глагольного словаря.
Мяукает (кто) – кошка, (ржёт - конь, хрюкает, мычит, лает, блеет)
5. Отгадай: Цель: развитие логического мышления.
У кого рога? У кого мягкие лапки? У кого вымя? У кого щетина?
У кого пятачок? У кого копыта? Зачем лошади копыта?
Зачем корове рога? Почему не слышно, когда кошка ходит?
«Домашние животные»
(Развитие связной речи)
1. «Отгадай, что это за животное?»
Большая, рогатая, бодливая – Лохматая, умная, охотничья –
Ласковая, пушистая – Выносливая, быстрая, сильная, резвая –
Толстая, жирная, неповоротливая –
2. «Отгадай, кто это?»
Сторожит, грызёт, лает – Мяукает, лакает, царапается –
Хрюкает, роет землю – Ржёт, бегает, скачет –
Блеет, бодается – Мычит, жует, ходит, даёт молоко –
3. Расскажи о домашнем животном: как оно выглядит, (какое оно по внешнему ви-ду, какие есть части, как голос подаёт, что умеет делать,
чем питается, кто детёныши, какую пользу приносит человеку).
4. Составь рассказ о домашнем животном по схемам.
«Перелётные птицы»
1. Назови, каких перелётных птиц ты знаешь.
2. «Кто, вижу кого?». Цель: упражнение в образовании существительных в вини-тельном падеже.
Грач – вижу грача. (Журавль, аист, соловей, лебедь, ласточка, цапля)
3. «Четвертый лишний». Цель: развитие логического мышления.
Лебедь, аист, воробей, дикая утка.
4. «Улетает – не улетает» Цель: научить различать перелётных птиц от зимующих.
5. «Улетает - улетают» Цель: образование существительных множественного чис-ла, согласование с глаголами.
Улетает ласточка – улетают ласточки. (Лебедь, грач, скворец, журавль, аист, цапля, соловей).
6. «Повтори цепочку слов» Цель: развитие памяти.
Грач, ласточка, аист. Утка, лебедь, гусь. Соловей, грач, скворец. Жаворонок, аист, грач. Аист, цапля, журавль. Кукушка, утка, лебедь.
7. «Образуй новое слово от слова «летать».
Цель: развитие словообразования приставочным способом.
Осенью птицы от нас (улетают, от дерева (отлетают, вокруг (облетают, через мо-ре (перелетают, из гнезда (вылетают, весной (прилетают).
«Перелётные птицы».
(Развитие связной речи)
1. «Узнай птицу по описанию».
Это перелётная птица. Она крупная, длинноногая, длиношеея, длинноклювая, серая, с хохолком на голове. Эта птица улетает от нас позже всех, потому что питается рыбой и живет на берегу моря. А море долго не замерзает.
2. Придумай свою загадку про любую перелётную птицу.
3. Какая птица, если у неё : короткий хвост, (короткохвостая, клюв, длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, короткие ноги, толстый, тонкий клюв.
4. Отхлопай по слогам, запомни стихотворение:
О-пус-тел скво-реч-ник, у-ле-те-ли пти-цы
Ли- стьям на де-ревь-яхто-же не си-дит-ся.
Це-лый день се-год-ня все ле-тят, ле-тят.
Вид-но то-же в Аф-ри-ку у-ле-теть хо-тят.
5. Составь рассказ о перелётной птице по схемам.
«Осень»
1. «Назови осенние месяцы» : сентябрь, октябрь, ноябрь. Запомни.
2. «Про что можно сказать» : Цель: упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде.
Осенний – дождь, лист, туман, ветер, день, плащ. (Осенняя, осеннее,
осенние).
3. «Что делает?» Цель: развитие глагольного словаря.
Дождь – идёт, моросит, льёт, стучит, капает, барабанит. (Ветер, тучи, листья).
4. «Какая осень, если» Цель: упражнение в образовании прилагательных от наре-чий.
Ветрено – ветреная, (холодно - хмуро - пасмурно - дождливо -)
5. «Подбери признак» Цель: развитие словаря признаков.
Осень (какая) - (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная, тёплая, хмурая, и т. д.)
6. «Скажи наоборот» Цель: развитие словаря антонимов.
Ранняя осень – поздняя осень. (Веселый день, солнечный день, голубое небо, ясное небо, длинный день, тепло, ветрено, сухой, листья вырастают, прилетают, золотые берёзы, низкое небо)
«Осень».
(Развитие связной речи)
1. Составление коллективного рассказа об осени по сюжетной картинке с исполь-зованием полосок – предложений в соответствии с вопросами:
- Какие стоят дни?
- Откуда падают жёлтые листья?
- Как ведут себя птицы?
- Кто гуляет в осеннем парке?
- Что они делают?
- Для кого дети хотят сделать красивый осенний букет?
2. Составь рассказ по сюжетной картинке:
- Стоят последние тёплые осенние дни.
- С клёнов, дубов, берёз падают на землю желтые листья.
- Птицы уже не поют, они улетают на юг.
- Ребята гуляют в осеннем парке.
- Они поднимают с земли опавшие листья.
- Дети хотят сделать для мамы красивый осенний букет.
«Зимующие птицы»
1. «Назови зимующих птиц, каких ты знаешь».
2. «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?».
Цель: развитие логического мышления.
Сорока, ворона, скворец, воробей. Журавль, соловей, ласточка, снегирь.
3. «Улетает – улетают» Цель: упражнение в образовании существительных множе-ственного числа.
Воробей улетает – воробьи улетают. (Синица, сова, сорока, ворона, галка).
4. «Счет птиц». Цель: согласование с числительными.
1 2 3 4 5
Воробей (Снегирь, синица, галка, сова)
5. «Кто как голос подает?» Цель: развитие глагольного словаря.
Сорока - стрекочет, ворона – каркает, воробей – чирикает, сова – ухает,
голубь воркует, синица цвенькает.
6. «Большой – маленький». Цель: образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.
Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло - черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.
«Зимующие птицы».
(Развитие связной речи)
1. «Подружи слова». Сосна, сова, ухать, на. (На сосне ухает сова).
Около, пень, скакать, сорока. Дятел, по, дерево, стучит, клюв.
Над, лес, лететь, вороны.
2. «Узнай по описанию, повтори слова - признаки»
Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. (Воробей.)
Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. (Снегирь.)
Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная. (Синица.)
Красноголовый, большой, умный, зимующий. (Дятел.)
Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (Сова.)
3. Составь рассказ по плану - схеме:
Что это за птица? Из каких частей состоит тело птицы?
Какого цвета части тела птицы? Это зимующая или перелетная птица?
Где живет птица? Чем она питается?
Какую пользу приносит человеку, природе?
«Лес. Лиственные деревья. Ягоды. Грибы»
1. «Сосчитай». Цель: согласование существительных с числительными.
1, 2, 3, 4, 5 (Дерево, дуб, клён, липа, берёза, тополь, ива, ягода, малина, клюква, гриб, лисичка, опёнок, подберёзовик)
2. «Назови части» Цель: развитие словарного запаса.
У дерева – ствол, корни, ветви, почки, листья.
У ягоды – корни, ветки, почки, листья, цветы, ягоды.
У гриба – ножка, шляпка, грибница.
3. «Почему так называется?» Подберёзовик, подосиновик.
4. «С какого дерева – какой листок». Цель: образование относительных прила-гательных.
Этот лист с дуба – дубовый лист
Этот лист с берёзы – берёзовый (с клёна, с тополя, с липы, с ивы, с рябины)
5. «Один - много». Цель: упражнение в употреблении множественного числа существительных.
Дерево – деревья. Лист – листья. Ствол – стволы. Ветка – ветки. Тополь – тополя. Ива – ивы. Дуб – дубы. Растение – растения. Почка – почки. 6.«Назови ласково». Цель: упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Ягода – ягодка, малина – малинка, гриб – грибочек, берёза – берёзка)
«Лес. Лиственные деревья. Ягоды. Грибы».
(Развитие связной речи)
1. «Ответь на вопросы».
Где растут деревья? Чем отличается лес от сада? От парка?
Какие деревья вы видели в лесу? Как дышится в лесу?
Кто живет в лесу? Что растёт в лесу? Чего много в лесу?
Зачем людям лес? Что дает лес человеку? Животным и птицам? (дает чистый воз-дух, прохладу, грибы, ягоды, дрова ….. Животным и птицам – жилище и корм).
Что может случиться, если вдруг погибнет лес?
2. «Составь рассказ о том, что ты знаешь о лесе».
Нарисуй пиктограммы к своему рассказу.
«Хвойные деревья»
1. «Подскажи словечко».
Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно ….
2. «Что общего у елки и у ёжика?». Цель: развитие логического мышления.
3. «Что из чего – какой?» Цель:образование относительных прилагательных
Бор, в котором растут сосны – сосновый
Бор, в котором растут ели – еловый бор
(запах, лес, пень, ствол, ветка, шишка, бревно, стол, мебель, хвоя, иголка, полено, кресло)
4. «Подбери признаки к предмету» Цель: развитие словаря признаков.
Ёлка (какая) – зелёная, колючая, яркая, блестящая, душистая, высокая.
Сосна (какая) – молодая, стройная, красивая, зеленая, нарядная, пушистая, сереб-ристая, раскидистая, качающаяся, исцеляющая.
5. «Подбери действие к предмету». Цель: развитие глагольного словаря.
Ель, сосна (что делает)
Растёт, стоит, зеленеет, радует, колышется, пахнет, качается, шумит, серебрится, исцеляет.
6. «Чем похожи, чем отличаются». Цель: развитие логического мышления.
(Сравнить лиственные и хвойные деревья).
«Хвойные деревья»
(Развитие связной речи)
1. «Узнай по описанию»
Зелёная, колючая, яркая, блестящая, душистая, пушистая, высокая – что?
2. «Слова заблудились». Заяц, ёлка, сидеть, под. Белка, сосна, сидеть, на.
Шишки, на, расти, ёлка. Под, ёлка, ёжик, бежать.
3. «Составь рассказ – описание по мнемотаблице»
Что нарисовано на картинке?
Какое это дерево – хвойное или лиственное?
Почему сосну называют хвойным деревом?
Назовите части сосны.
Какой ствол у сосны? Ветки? Иголки? Шишки? (размер, форма, цвет)
Какую пользу приносят хвойные деревья? (очищают воздух, обогащают кислоро-дом, из них делают мебель).
Почему их можно назвать – целебными?
Где растут хвойные деревья?
Почему их называют вечнозелеными?
«Новый год».
1. Отгадай:
Что это будет? Хлопушки. Конфеты. Сосульки. Шары золотистого цвета.
Песни и пляски. Смех без умолка. Что это будет, по – вашему?.
2. «Подбери признак»
Ёлка (какая) – зеленая, колючая, яркая, блестящая, нарядная.
Праздник Новый год (какой) – веселый, задорный, радостный, добрый.
Дед Мороз (какой) –добрый, бородатый, щедрый, веселый, умный.
Снегурочка (какая) – веселая, добрая, красивая, веселая, умная.
Подарки (какие) – разные, неожиданные, новые, долгожданные, красивые.
Настроение (какое) – праздничное, веселое, задорное, новогоднее.
Игрушки (какие)– ёлочные, красивые, блестящие, разноцветные, хрупкие.
3. «Составь предложение».
Ёлка – хоровод (возле ёлки дети водят хоровод) Ёлка – лампочки Маша – маска Снегурочка – гости Дед Мороз – подарки
4. «Исправь ошибку».
Дети нарядили игрушки ёлками. Ёлка зажглась на лампочках.
Ёлка пляшет возле Снегурочки. Дед Мороз принес мешок в подарках.
«Новый год».
(Развитие связной речи)
1. Рассмотри серию сюжетных картин «Новый год на пороге», ответь на вопросы.
- Какой приближается праздник?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения? (разноцветные, яркие, красочные)
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз их ждал в конце праздника?
2. Составь рассказ по серии сюжетных картин «Новый год на пороге».
«Посуда»
1. Стихотворение – загадка. Цель: развитие слухового внимания.
У нашего Вовки на блюде морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну у Валерки грибочки в тарелке. А теперь ты не зевай и посуду называй.
2. «Что из чего?». Цель: словообразование относительных прилагательных.
Стакан из стекла – стеклянный, (чашка из фарфора, кастрюля из металла,
сковорода из чугуна, пиала из керамики, кувшин из глины, тарелка из фаянса, пла-стмассы, бокал из хрусталя, ложка из дерева, из серебра).
3. Назови части. Цель: развитие словаря.
У кастрюли – стенки, донышко, крышка, ручки;
у чашки – дно, стенки, ручка; у чайника – носик, ручка, стенки, крышка.
4. «Добавь – ница». Цель: развитие словаря.
Сахар – сахарница, соус, хлеб, перец, суп, конфеты, салат, селедка).
5. Почему так назвали? Мясорубка – мясо рубит, кофеварка, соковарка,
Соковыжималка, хлеборезка, овощерезка, картофелечистка).
6. «4 лишний». Почему? Цель: развитие логического мышления.
Чашка, блюдце, кастрюля, бокал. Тарелка, ложка, вилка, нож.
7. «Много – нет». Цель: упражнение в образовании родительного падежа сущест-вительных. Тарелки – нет тарелок, сахарницы – нет сахарниц, и т. д.
«Посуда»
(Развитие связной речи)
1. «Составь предложения». Соль кладут в пюре, а сахар – в чай. (в какую еду кладут соль, а в какую сахар)
В стакане кефир, а в чашке – кофе. (Какой напиток в какой посуде)
С чем кастрюля, если в ней ….(суп, борщ, картошка?
С чем тарелка, если в ней … (каша, котлеты, салат?
2. «Где ложка?» - цель: закрепление навыка правильного использования предлогов в речи.
Ложку положи в стакан. Ложку положи на тарелку. Возьми ложку из стакана. По-ложи ложку под стакан. Положи ложку за кастрюлю. Возьми ложку из – за каст-рюли. Положи ложку между стаканом и тарелкой.
3. Составь рассказ – описание о посуде по мнемотаблице:
Что это? Какого цвета?
Из какого материала? Какие есть части?
Какая по назначению? Что можно делать?
«Дикие животные наших лесов»
1.«Назови семью» Цель:упражнение в словообразовании родственных слов.
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш – зайчонок (зайчата). (Медведь, лис, олень, белка, рысь, лось, волк, ёж).
2. «Кто кем был?» Цель: упражнение в образовании названий детёнышей.
Ёж – ежонком, лиса – лисёнком, медведь – медвежонком и т. д.
3. «Сосчитай животных» белка, лиса, волк, ёж, медведь, заяц (1, 2, 3, 4, 5)
4. «Угадай, кто это?» Цель: развитие словаря признаков.
Бурый, косолапый, неуклюжий – Серый, зубастый, страшный –
Хитрая, пушистая, рыжая – Маленький, длинноухий, пугливый –
5. «Про кого можно сказать…». Цель: развитие глагольного словаря.
Охотится, подкрадывается – Прыгает, скачет – Пугается, несется –
Переваливается, рычит – Хитрит, петляет – Выслеживает –
6. Д / игра «Подбери слово». Цель: развитие словаря антонимов.
Медведь – крупный зверь, а заяц – У лисы длинный хвост, а у медведя –
Белка травоядная, а волк – У лисы тонкие лапы, а у медведя –
Белка проворная, а медведь – Рысь смелая, а заяц –
Заяц бегает быстро, а ёж – У лисы шерсть гладкая, а у медведя –
Волк злой, а заяц – Белка ловкая, а медведь…
7. «Кто где живёт?». Цель: употребление предложного падежа существительных. В норе живёт – лиса. (В берлоге, в дупле, в логове)
«Дикие животные наших лесов»
(Развитие связной речи)
1. «Подружи слова» Белка, прыгать, ветки, по. Спать, берлога, в, медведь. Под, куст, заяц, сидеть.
2.«Подбери признак».
Медведь (какой) - бурый, косолапый, неуклюжий, лохматый.
Волк - злой, голодный серый, зубастый.
Заяц - трусливый, длинноухий, серый, быстрый, ловкий.
Лиса - хитрая, рыжая, хищная, пушистая, быстрая, ловкая, шустрая.
Белка - рыжая, маленькая, быстрая, ловкая.
Ёж - коротконогий, колючий, бесхвостый, умный, смелый.
Олень – рогатый, длинноногий, короткохвостый, пятнистый, тонконогий.
3. «Расскажи о животном по мнемотаблице»
Кто это? Где живёт? Какие части есть?
Какой? Что умеет делать?
Кто детёныши? Чем питается?