Мария Лукаш
Речевые игры по дороге в детский сад
▼ Скачать
Речевые игры по дороге в детский сад.
Не секрет, что в наши дни многие родители не могут уделять достаточно времени для игр с ребенком (в силу различных причин). Но играть и заниматься можно не только дома, но и по пути в детский сад.
Дорогу в садик (прогулку в выходной день) можно превратить в познавательную и интересную для ребенка игру, которая поможет развить его речь, внимание, мышление, воображение.
Публикация «Речевые игры по дороге в детский сад» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры по дороге в детский сад
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей.
Играть в такие игры можно везде, они не требуют специальной подготовки, оборудования, атрибутов. Достаточно посмотреть вокруг.
Хочу с Вами поделиться некоторыми такими играми:
1. Игры для детей 3-4 лет:
«Ниже – выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы.
«Маленький фантазер».
Предложите ребенку посмотреть на облака и придумать, на что они похожи. Только важно помнить, что и вы должны активно принимать участие в этой игре. Фантазируйте вместе с малышом.
«Что это за звук?»
Прислушайтесь. Кто это поёт? Птичка? Какая? А может это дятел стучит? А вдруг это дождик стучит по зонтику? А вы слушали, как шуршат листья под ногами? Как здорово идти и загребать ногой листву осенью, слушать, как шуршит листва. Пусть сначала ребенок, а потом Вы попробует угадать (определить, что это за звук.
«Бывает – не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей — это не птица. Кошка умеет летать.
«Один – много».
Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди, все что встречается на пути можно назвать как один предмет, а ребенок называет – много.
«Антонимы».
Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз, черный – белый.
2. Игры для детей 4-5 лет:
«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.
«Рифма».
Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост-рост». И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
«Что из чего состоит?».
Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
«Назови ласково».
Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
«Обобщаем».
Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
«Рыба – птица – зверь».
Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.
Варианты игры: «Дерево – овощ – фрукт», «Одежда – посуда – игрушка».
3. Игры для детей 5-6 лет:
«Кто кем был раньше».
Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальков, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
«Что общего?».
Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
«Я вижу что-то…».
Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
«Что на что похоже».
Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения:
белый снег похож на (что? а еще на что, дом похож на…и, туман похож на… и, столб похож на… и…и…
«Цепочка слов».
Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.
4. Игры для детей 6-7 лет:
«Что произойдет, если…».
Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить малыша.
«Я знаю пять ….».
Называть можно мужские или женские имена, названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д.
«Аналогии».
Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
«Что лишнее?».
Вы говорите, например: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
«Загадываем слово».
Ребенок загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.
«Объясни инопланетянину».
Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги). Например, «велосипед» - это транспорт, который (умеет), состоит из, служит для, бывает…
«Заколдованная буква».
Эта игра имеет множество вариантов, объединяет их то, что за основу берется одна конкретная буква.
а) Составьте рассказ на одну букву. Например: «Сонькин сон».
«Сонька сладко спала. Соне снится сон. Снег серебрится. Солнце сияет. Сонька с семьей собирается строить снеговика. Сонькины сани сами скатываются со склона. Санки скрипят. Сонька смеется. Семья смастерила самого симпатичного снеговика».
б) Надо назвать имя, город, животное, птицу, растение на заданную букву. Например: Марина, Москва, мамонт, малиновка, можжевельник.
в) Надо назвать на одну букву слова определенной категории. Например: имена, профессии, животные.
Хорошей Вам и интересной игры!