Анна Музалёва
Речевые игры на тему «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ : «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Цель: Активизировать и обогащать словарный запас детей. Расширять представление о животных жарких стран, об их повадках, поведении, образе жизни. Формировать лексико-грамматическую сторону речи, развивать связную речь воспитанников.
Публикация «Речевые игры на тему „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ввести в активный словарь:
- существительные: животные, детёныши, попугай, страус, крокодил, слон, пантера, жираф, лев, бегемот, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища, добыча, хищник, растения, голова, туловище, когти, пасть, хвост, грива, клыки, уши, хобот, челюсти, кожа, шерсть, морда, копыта, лапы, шея, спина, глаза, сумка (кенгуру);
- прилагательные: жаркий, южный, знойный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый, пушистый, сердитый, травоядный, мохнатый, неуклюжий, быстрый, ловкий;
- глаголы: прыгать, рыскать, охотиться, выть, грызть, прятаться, нападать, лазать, пастись, лежать, прятать (добычу, плыть, доставать, носить, глотать, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.
Упражнение «Кто живёт в Африке?» - согласование падежных окончаний.
В Африке живут… (львы, тигры, бегемоты).Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить? (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (Львов, бегемотов, тигров,). Кого вылечил Айболит? (Львов, бегемотов, тигров,).
Звери лечились охотно. Кем был доволен Доктор (Львами, тиграми, бегемотами,). О ком вспоминал Айболит дома (О львах, о тиграх, о бегемотах,).
Игра «Чей? Чьи? Чья? Чьё?» - образование притяжательных прилагательных.
Лапы льва (чьи лапы) - … (львиные лапы).
Хвост льва (чей нос) - … (львиный хвост).
Шерсть тигра (чья шерсть) - … (тигриная шерсть).
Зубы крокодила (чьи зубы) – … (крокодильи зубы).
Лапы льва (чьи лапы) – … (львиные лапы).
Голова обезьяны (чья голова) –(обезьянья голова).
Туловище слона (чьё туловище) - … (слоновье туловище).
Лапы тигра (чьи лапы) – … (тигриные лапы).
Шея жирафа (чья шея) - … (жирафья шея).
Хобот слона (чей хобот) - … (слоновий хобот).
Клык льва (чей клык) - … (львиный клык).
Хвост крокодила (чей хвост) - … (крокодилий хвост).
Игра «Семейка слов» - образование однокоренных слов. Подбор родственных слов к слову зверь.
Как называют зверя ласково? – Зверёк, зверушка.
Как называется дом, в котором живут звери? – Зверинец.
Как можно назвать рёв зверя? – Звериный.
Как называется человек, который ловит зверей? – Зверолов.
Как называется ферма, где разводят зверей? – Звероферма.
Как называют человека, который разводит зверей? – Зверовод.
Игра «Назови детёнышей» - образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
У тигра - … (тигрёнок, тигрята).
У страуса - … (страусёнок, страусята).
У льва - … (львёнок, львята). И т. д.
Игра «Образуй родственные слова» - образование однокоренных слов.
Медведь (панда) - … (медведица, медвежонок, медвежата, медведище, медвежья семья, медвежатник).
Лев- … (львы, львёнок, львёночек, львята, лёвушка, львица, львиный, …).
Игра «Мой, моя, моё, мои» - согласование притяжательного местоимения с существительным.
Мой- … (слон, жираф, крокодил, тигр, и т. д.).
Моя- … (слониха, пантера, антилопа, зебра, и т. д.).
Мои- … (слонята, львята, тигрята, медвежата, и т. д.).
Моё любимое животное.
Игра «Путешествие в тропики» - образование сложных слов.
С горы падает вода - … (водопад).
Животные идут пить воду - … (водопой).
Зоологический парк - … (зоопарк).
Животное, которое ест траву - … (травоядное животное).
Животное, которое ест муравьёв - … (муравьед).
Животное, покрытое особым панцирем – бронёй - … (броненосец).
Животное, у которого нос похож на утиный клюв -(утконос).
Животное, у которого на носу есть рог - … (носорог).
Игра «Скажи одним словом»- образование сложных слов.
Если у жирафа шея длинная, он какой? -Жираф длинношеий.
Если у бегемота толстые ноги, он какой? –Бегемот толстоногий.
Если у слона большие уши, он какой? – Слон большеухий.
Если у осла длинные уши? –Осёл длинноухий.
Если у ламы длинная шерсть? – Лама длинношёрстая.
Если у буйвола длинные рога? – Буйвол длиннорогий.
Если у льва длинная грива? – Лев длинногривый.
Если у тигра короткая шерсть? – Тигр короткошёрстый.
Если у муравьеда длинный нос? – Муравьед длинноносый.
Если у верблюда один горб? – Верблюд одногорбый.
Если у верблюда два горба? – Верблюд двугорбый.
Игра «Один - много» - образование существительных мн. числа им. и род. падежей.
Животное- … (животные, ухо -, клык -, копыто -, морда -, лапа -, хвост -, лев -, и т. д.)
Таким образом, образовать существительные множественного числа родительного падежа. Например: животное – много животных.
Игра «Скажи иначе» - употребление синонимов.
Львица отважная - … (смелая, храбрая).
День знойный - … (горячий, жаркий).
Мартышка озорничает - … (шалит, балуется).
Лев могучий - … (сильный, наисильнейший, непобедимый, мощный, здоровенный).
Крокодил свирепый - … (сердитый, злой).
Бегемот- … (гиппопотам).
Игра «Скажи наоборот» -употребление антонимов.
Слон большой, а слонёнок … (маленький).
Бегемот грязный, а бегемотик … (чистый).
У жирафа шея длинная, а у носорога (короткая).
Лев сильный, а суслик … (слабый).
У жирафа ноги длинные, а у крокодила …
Гепард бегает быстро, а черепаха …
У жирафа длинная шея, а у бегемота…
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…
У слона большие уши, а у зебры …
У бегемота широкая спина, а у зебры….
Игра «Сосчитай слоги» – развитие чувства ритма.
Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Мы руками хлопаем,
И ногами топаем.
Детям показывается картинка или называется слово. Они считают слоги с помощью хлопков или шагов.
Упражнение «Скажи по-другому» - образование причастий от глаголов.
Обезьяна лезет на дерево. Обезьяна какая?. (Обезьяна, лезущая на дерево).
Бегемот купается в реке. - … (Бегемот, купающийся в реке).
Кенгуру скачет по полю. - … (Скачущий по полю кенгуру).
Антилопа бежит по Саванне. -(Антилопа, бегущая по Саванне).
Жираф достаёт ветки с дерева. - … (Жираф, достающий ветки с дерева.)
Носорог купается в озере. - … (Носорог, купающийся в озере).
Лев идёт на охоту. - … (Лев, идущий на охоту).
Суслик живёт в норе. - … (Суслик, живущий в норе).
Носорог спит днём. - … (Носорог, спящий днём).
Слон поливает водой из хобота слонёнка. - … (Слон, поливающий водой из хобота слонёнка).
Упражнение «Скажи, какой» - употребление прилагательных превосходной степени.
Сильный- … (сильнейший).
Красивый- … (красивейший).
Быстрый- … (быстрейший).
Тёплый- … (теплейший).
Трудный- … (труднейший).
Хитрый - … (хитрейший).
Милый- … (милейший).
Игра “Эхо” - развитие фонематического восприятия.
Эхо слышно тут и там
Эхо ходит по горам.
Эхо, ты придешь сюда?
И оно ответит: “Да-а-а”
Скачет кенгуру. -Ру-у-у
В речке крокодил. -И-ил
Листья ест жираф. -А-аф
На льдине лежит морж. -О-орж.
Воду любит слон, - О-он.
Толстый носорог, - О-ог.
Любим обезьян, -Я-ян.
- Назовите из перечисленных животных лишнее слово. (Морж).
Упражнение «Бегемот» - употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Что делает? -Стоит.
- Что сделает? -Постоит.
- Что делал? -Стоял.
- Что будет делать? -Будет стоять.
Игра «Путаница» - преобразование деформированной фразы.
Охотиться, зебру, пантера, на.
Джунгли, обезьяны, в, жить.
Сумка, детеныша, кенгуру, в, носит.
Слон, джунгли, живет.
Зебра, охотится, тигр, хищный.
Панцирь, крепкий, черепаха.
Детеныш, львица, голодный, мясо, несет.
Трава, питается, листья, жираф.
Игры «Сосчитай-ка!», «Счёт 1 - 10»- согласование числительных с существительными и прилагательными.
Двугорбый верблюд, длинношеий жираф, полосатая зебра, неугомонная обезьяна….
Игра «У кого это есть?» – употребление существительных в родительном падеже.
У кого хобот – … (хобот у слона, рог -. , сумка, грива, когти, пасть и т. д.
Игра «Кто кем будет?» - употребление существительных в творительном падеже.
Слонёнок будет кем? - … (Слонёнок будет слоном).
Львёнок станет кем? - … (Львёнок станет львом) и т. д., и т. п.
Упражнение «Расскажи-ка!» - развитие связной речи.
а) Составление описательного рассказа о животном по плану:
Кто это? Где живёт?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается? Как добывает пищу?
Какие у него враги? Как защищается?
Кто детёныши?
б) «Расскажи о животном, что знаешь» -согласование прилагательных с существительными.
Верблюд - крупное животное, на стопах длинных ног мозолистые подушечки, на спине горб (два). У него маленькая голова, маленькие уши, тело покрыто густой шерстью. Длинные пушистые ресницы. Может долго не пить, питается растениями.
Бегемот – крупное животное. У него огромное тело, толстые короткие ноги, массивная челюсть, короткий плоский хвост, маленькие уши. Питается растениями.
Жираф – самое высокое животное. У него длинные тонкие ноги, очень длинная шея, маленькая голова с большими ушами, маленькие рожки, пятнистая шкура, питается листьями с верхушек акаций.
Слон – огромное серое животное. У него кожа голая, очень короткая шея, маленькие глаза, огромные уши, толстые ноги, а не лапы, есть хобот и небольшой хвост. Он травоядный.
Зебра живёт в степях и Саваннах Африки, ростом, как лошадь. Окрас – чередующиеся чёрные и белые полосы, чёрная грива, на кончике хвоста есть кисточка, уши и ноги, как у лошади. Она травоядная.