Мария Александровна Соловьева
Речевые игры «Многозначность слова»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами.
Игра 1. Что бывает острым?
Цель: познакомить с различными значениями слова «острый».
Назовите предметы, про которые можно сказать: острый (нож, топор, меч, зуб); острая (пила, игла); острое (перо, стекло, копье, острые (ножницы, иглы).
Публикация «Речевые игры „Многозначность слова“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Можно ли так сказать: острый суп, острый язык, острый ум, острое зрение? Что означают эти выражения? Объясните, как вы это понимаете? Что еще бывает острым? Кто такой острослов? Кого так называют? Что значит «остроумный»?
Кто остроумный из ваших знакомых, друзей?
Игра 2. Куда бежатъ?
Цель: познакомить с различными значениями слова бежать.
Взрослый загадывает загадки:
Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой.
Что это?
(Ветер)
Летом бежит, зимой спит.
Весна настала — опять побежала.
(Речка)
Кто за тобой бежит, а догнать не может.
(Тень)
Кто и что может бежать?
Как вы понимаете выражения: «Слезы бежали ручьями», «Что на месте лежит, то само в руки бежит», «Плохо тому жить, кто от работы бежит», «Бежать со всех ног».
Игра 3. Хвост
Цель: познакомить с различными значениями слова хвост.
Взрослый загадывает загадки:
Нос стальной, а хвост льняной.
(Игла)
На речке под мостиком она виляет хвостиком.
(Рыба)
Хвост узорами, сапоги со шпорами.
(Петух)
Утка в море, а хвост на заборе.
(Ковш)
Что еще мы называем словом «хвост»?
У девочки волосы завязаны хвостиком. У морковки зеленый хвостик.
Как вы понимаете выражения: «Держи хвост трубой», «Хвост поджать», «Наступить на хвост», «Тянуть кота за хвост»?
Какие выражения вам больше всего понравились?
Игра 4. Бить
Цель: познакомить с различными значениями слова бить.
Материал: карточки, на которых изображены: мальчик бьет в барабан, часы с маятником, разбитая чашка, мальчик бьет по мячу, мужчина забивает гвоздь.
Взрослый загадывает загадку:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко,
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч)
Закончите предложения.
Мальчик бьет. (в барабан). Часы бьют. (громко). Девочка разбила. (чашку). Бьет фонтан. (во дворе). Мальчик бьет ногой по мячу, он. (забил мяч в ворота). Папа забивает гвоздь. (в доску).
Как вы понимаете выражения: «Бить баклуши», «Бить в одну точку», «Бить мимо цели», «Бить ключом».
Игра 5. Звонок — звонить
Цель: формировать умение распознавать значения слов в разных контекстах.
Послушайте предложение. Звенит звонок веселый. Про какой звонок здесь говорится?
(Про колокольчик, школьный звонок).
Какие предметы называют словом «звонок»? Какие звонки вы знаете? (Дверной, телефонный, велосипедный).
Звонить во все колокола — в каких случаях так говорят?
Закончи пpeдложения.
Звонит. (телефон). У велосипеда есть. (звонок). Дверь со звонком. (находится в доме).
И т. д.