Ольга Камалитдинова
Речевые игры для будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду помогают детям подготовиться к школе, но и в домашних условиях могут закрепить полученные знания и навыки.
Первое, на что стоит обратить внимание родителям при подготовке к школе – это развитие речи ребенка.
Следите за правильным произношением слов. Обратите внимание, все ли звуки может произнести Ваш ребенок, умеет ли он различать звуки на слух. Если нет, то Вам может понадобиться помощь логопеда.
Публикация «Речевые игры для будущих первоклассников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков речи. На прогулке или по дороге в детский сад можно поиграть в простую игру, которая, кроме развития фонематического слуха, поможет развить внимание и мышление Вашего малыша. Суть игры заключается в следующем: просите ребенка хлопать в ладоши каждый раз, когда будет слышать заданный звук.
Например: «Хлопни в ладоши каждый раз, когда услышишь звук [р]», так можно играть с любым звуком.
2. В следующей игре, кроме внимания и мышления развиваются навыки фонематического анализа. Назовите ребенку простые слова, например: «кот, стол, мыло».
После, задайте следующие вопросы:
- сколько звуков (букв) он услышал в этих словах?
- в каких словах есть звук [л], а в каких нет?
- дополнительно назови несколько слов, в которых есть звук [л].
Проговаривайте с детьми скороговорки со звуком [л], например:
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.
- Палку толкал лапкой Полкан.
- У елки иголки колки.
3. Следующая игра, в которую можно играть на прогулке, или по пути в детский сад: поочередно с ребенком называйте слова (или название предметов которые Вас окружают) в которых есть звук [л].
Усложните игру. Попросите ребенка определить место звука в слове: «Где спрятался звук [л]? В начале, в середине или в конце слова?» : «класс», «мыло», «лягушка»…
После можно попросить ребенка назвать такие слова, чтобы звук был в начале слова или слово начиналось с этого звука (лента, лапа, лужа, в середине слова (малина, коляска) и в конце слова (укол, моль).
Продолжите играть так с другими звуками.
Игры со словами.
Эти игры развивают навыки звукового анализа и синтеза.
1. Попросите ребенка быстро считать слова в предложениях: «Мы идем гулять.», «Кошка бежит по дорожке.», «Забрались мышки в чулан.».
2. Предложите ребенку придумать предложения, в которых три слова, четыре слова, два слова и т. д.
3. Придумывайте вместе с ребенком предложения с различными предлогами (маленькими словами) : «на», «в», «над», «к» и т. д.
4. Игра «Живое-неживое» способствует развитию речи (развитие словарного запаса, внимания и мышления дошкольника.
Попросите ребенка загадать слово (название предмета или животного).
Игра начинается словами: «Какое? Живое или неживое?». Далее задаются вопросы: «Какой загаданный предмет по цвету?», «Какой по размеру?» (далее описывается форма, материал, и т. п.). С помощью вопросов стимулируйте ребенка более полно описывать предмет, не называя его. Взрослый должен угадать загаданное. После можно поменяться ролями.
Игры со слогами.
Предложите ребенку досказать слог, чтобы получилось слово.
Например: ма-ши. (на, кар-ти-(на, пись-(мо) и т. д.
2. Поочередно с ребенком придумывайте и угадывайте слова, начинающиеся и заканчивающиеся определенными слогами.
3. Попросите сосчитать слоги в словах:
- дом, ком, слон (слова с одним слогом);
- во-да, ле-то, мис-ка (слова с двумя слогами);
- ка-ран-даш, ма-ли-на, ко-ро-ва (слова с тремя слогами).
Знакомьте ребенка с буквами.
Покажите ребенку изображение этой буквы, назовите звук, которым обозначается эта буква, предложите ребенку пропеть или проговорить эти звуки для лучшего запоминания.
Обратите внимание ребенка на то, где он может слышать этот звук, например: мяуканье кошки или щебетанье птицы, открывание двери или шум строительного инструмента.
Для лучшего запоминания букв, предложите ребенку нарисовать букву самостоятельно, пофантазировать на что она похожа, раскрасить ее, вылепить из пластилина, сложить из шнурка (или нитки, выложить из крупы или счетных палочек (пуговиц или мелких камешков).
Попросите ребенка вспомнить, какие буквы Вы уже с ним изучали, вспомните как они выглядят, на что похожи, выложите их рядом.
Такие игры не только помогут ребенку запомнить буквы, но и разовьют мелкую моторику детей.
Чтобы отвлечь ребенка от гаджетов, предложите ему самому сделать планшет-песочницу.
Для этого Вам понадобиться крышка от коробки для обуви, черный (можно и цветной) картон и манка.
Наклейте картон на внутреннюю поверхность крышки и высыпьте туда манку.
С этим планшетом-песочницей можно играть в различные игры, например игра «Раскопки».
Для начала необходимо подготовиться: нарисуйте на маленьких кусочках бумаги уже известные ребенку буквы и цифры. Спрячьте эти кусочки в разных местах в песочнице, засыпав их манкой.
Расскажите ребенку про профессию археолога, как он аккуратно ведет свои раскопки, какими инструментами он работает.
Предложите ребенку почувствовать себя археологом и найти в этих песках затерянные буквы.
Задания можно постепенно усложнять:
- рисовать и прятать в «песках» сначала слоги, а потом и целые слова;
- зашифрованные фразы (с одной стороны нарисована буква а с другой ее порядковый номер в фразе);
- карточки с предметами и названиями животных и буквы, из которых можно составить название этого предмета или животного.
Для успешного обучения письму ребенку необходимо умение говорить связно и грамотно.
Развивайте связную речь детей, для этого попросите ребенка:
- пересказать содержание мультфильма, который он только что посмотрел;
- описать какой либо предмет или картину;
- составить рассказ по картинкам из книжки;
- сочинить сказку про любимое животное.
Расскажите ребенку, что в каждом повествовании есть главное и второстепенное. Учите излагать мысли кратко (только суть) и развернуто (с подробностями).
Задавайте вопросы. Учите содержательно и развернуто отвечать на вопросы.
Помните, ребенок повторяет все, что слышит вокруг, поэтому внимательно относитесь к своей речи, разговаривайте с ребенком на всевозможные темы, рассказывайте ему обо всем, что его окружает.