Ольга Белозерова
Конспект занятия по речевому развитию «Добрые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятип по речевому развитию «Добрые слова»
Программное содержание:
1. Развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
2. Углублять представление детей о доброте как о ценном качестве человека.
3. Пополнить, расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова».
4. Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Добрые слова“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: свеча, спички; кружки 3 цвета: красный желтый, зеленый, книга «Сказки», мячик, машинка.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, встают лицом к стульям.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнцу красному….
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному…
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши…
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в Круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Зажигаю свечу, дети стоят в кругу). Посмотрите, какая искорка затаилась от наших сердец: Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и хорошего настроения. Прошу вас присесть на свои места.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выучим много пословиц о дружбе, о труде, о смелости, о матери. Давайте вспомним поговорки о добрых словах.
1. Спасибо на добром слове.
2. Доброму слову всегда рады.
3. Доброе слово да в добрый час.
4. Доброе слово дороже золота.
5. Доброе слово лечит, а злое калечит.
6. Добрый человек добру и учит.
- Что общего в этих словах?
Дети: Они говорят о слове.
Воспитатель: Какие бывают слова?
(Хорошие, плохие, обидные, добрые)
Читаю стихотворение «Какие бывают слова» :
Есть слово сладкое конфета,
Есть быстрое слово ракета,
Есть кислое слово лимон,
Есть слово с окошком вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово лесное – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово холодное – снег,
Есть слово веселое – смех.
Ребята, богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов, но есть самые нужные и самые важные слова для каждого человека, Есть слова, которые мы с вами называем волшебными словами. Они помогают нам общаться друг с другом, поднимают нам настроение, делают нас добрее.
- Как же надо произносить волшебные слова?
(Тихим, спокойным, ласковым голосом, глядя прямо в глаза)
Игра с мячом «Что может сделать слово»
Читаю стихотворение С. Маршака «Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой, спешащих к чаю.
- Какие слова вы запомнили?
- Как можно их называть, если они необычные и их приятно слышать каждому? (Волшебные слова)
- Давайте разделим эти слова на группы.
Слова-приветствия : здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Когда вы эти слова говорите?
- Что означает слово «здравствуйте»?
Слова–благодарности : спасибо, благодарю, большое спасибо.
За что мы говорим спасибо?
З все, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Слова–пожелания : всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Слова–извинения : простите пожалуйста, извините пожалуйста.
- Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться?
(Уметь признавать свою ошибку)
Слова-просьбы : пожалуйста, будьте добры, будьте так любезны, прошу Вас.
Слова-прощения : до свидания, до скорой встречи, прощайте…
- Какие вы говорите слова-прощения?
- Когда их говорят?
Воспитатель: Когда человек совершает добрые слова, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо у него бывает в эту минуту? Опишите!
(Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым нежным взглядом. (Физминутка).
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
- Я буду давать команды, но выполнять вы их будете только те в которых есть волшебное слово.
- Итак, начали! (Не ошибитесь пожалуйста)
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Улыбнитесь, пожалуйста!
- Поднимите, пожалуйста, руки!
- Будьте добры, похлопайте!
- А теперь потопайте!
- Попрыгайте, пожалуйста!
- Тихо сядьте.
- Тихо сядьте пожалуйста!
Воспитатель: Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
Упражнение «Презентация эмоций»
Воспитатель: А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают?
( Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как сейчас, сию минуту вы можете друг другу подарить добро? Как это сделать?
Дети: Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, сделать комплимент друг другу, признаться в хорошем настроении.
Читаю стихотворение:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
В каждом из нас есть маленькое солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотягиваться до вас, вы будете называть волшебные слова.
Игра «Вежливость»
Воспитатель: в руках у меня 3 кружка: зеленый, желтый, красный.
Зеленый означает «спасибо»
Желтый – «пожалуйста»
Красный – «простите, извините»
Воспитатель: Добрый человек всегда вежлив, любит людей, помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали. Хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
Инсценировка сюжета:
«Пошли гулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с машинкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книжку. Мальчик, увидев девочку, тоже захотел посмотреть книгу. И он начал девочку дергать за косички.
- Ай-ай, - заплакала девочка.
На крик прибежала мама девочки. Она посмотрела сурово.
- «Простите меня» - шепнул мальчик виновато.
- «Ступай!» -улыбнулась. – «Прощаю тебя!»
«Простите!» - Ура- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - какое интересное слово. – подумал мальчик. Мальчик с девочкой помирились.
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?
Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?
(За плохой поступок, за обидные слова; за то, что ты обманул)
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали сегодня?
- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова»?
Я вам желаю, чтобы в каждом из вас горела искра добра!