БЛОГ Икизли Валентина Ивановна
Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
Речевое развитие детей раннего возраста
посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Воспитатель: Икизли В. И.
2022 г.
Речевое развитие детей раннего возраста
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
посредством приобщения к истокам русской народной культуры
Актуальность:
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы тесно связаны с речью и активно развиваются у детей раннего возраста.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, яркого богатства языка. Важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Использование потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Работа по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством должна проводиться не только в детском саду, но и дома, в семье.
Взаимодействие с семьями воспитанников – одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Начало работы строится с подготовительного этапа (летние месяцы). Совместно с родителями в группе мы оформили уголок «Сказки», включавший сундук «Ряженья», из папье-маше изготовили главных героев к сказке «Колобок». Изготовили настольные театры: «Колобок» «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Теремок»,
Для повышения результативности работы по развитию речи детей раннего возрастапосредством приобщения к истокам русской народной культуры мною были определены цель и задачи, намечены пути их реализации.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности в области речевого развития детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуре.
Задачи:
Создать условия для речевого развития детей раннего возраста (оформление уголка ряженья, театрализованной деятельности);
Систематизировать профессиональные знания о современных формах, методах и приемах по речевому развитию детей раннего возраста;
Внедрить в работу новые игры, игровые упражнения, чтение потешек, прибауток, закличек, песенок, направленных на развитие речи детей раннего возраста, на воспитание любви к русской народной культуре.
Развитие речи является главной целью для детей раннего возраста,
исходя, из этого можно выделить следующие приоритеты :
1. Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, хороводы) Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, заклички с раннего возраста служат не только для развития речи, а звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Народное творчество-богатый материал для развития речи детей раннего возраста как на занятиях, так и в режимных моментах и свободной деятельности.
При организации продуктивной деятельности я использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешек, прибауток, а также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей.
Так,на конструировании строим домик из больших мягких модулей, конструктора избушку, обыгрываем ее, приговаривая «Петушок, петушок», «Вышел зайчик погулять», «Жили у бабуси» и т. д.
На лепке на пример лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечём оладушки»
На рисовании в соответствии тематической недели раскрашиваем солнышко, грибочки,сарафан русской Матрешки, елочку красавицу.
Потешки я использую и во время умывания, причесывания - ритмичные слова вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. «Водичка, водичка умой моё личико» «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок»После таких коротких обыгрывании дети легко запоминают песни и переносят их в повседневную игру.
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую»
«Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Во время самообслуживание в туалетной комнате:
«Это кто тут рано встал
И к горшочку побежал?
Это Ваня-молодец.
Настоящий удалец!
Не все дети охотно ложились на дневной сон, некоторые испытывали чувство тревоги. Таким детям при укладывании спать приговариваем:
«Ах ты душечка, ах ты моя белая подушечка,
на тебя ложусь щекой, за тебя держусь рукой».
Во время одевания на прогулку
«Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся играть
Завязали Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Туфельки-сандалики.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать
3. Современный мир диктует новые требования, и я использую в своей педагогической деятельности инновационные педагогические технологии:
Использую здоровьесберегающие технологии - подбираю литературный материал (сказки) соответствующий возрастным психологическим возможностям детей 1-2 года и тем самым мы сохраняем психическое здоровье детей (содержание материала соответствует детскому опыту; контроль длительности сказки, частая смена видов деятельности).
В процессе работы по речевому развитию детей применяю мультимедийные средства обучения. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность.
Использование современных педагогических технологий, помогают мне реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
4. Театрализация сказок.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки, прибаутки независимым средством пробуждения познавательной активности, приобщение к истокам русского народной культуре. попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношения к окружающему миру, играет роль во всесторонне развитии.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
В работе с детьми я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, пальчиковый, настольный) и игрушки для инсценировки знакомых детям сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба"
Большинство детей в младшем возрасте не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важно сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности.
Знакомство детей с разными видами театров помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту, развивать речь и приобщать к истокам русской народной культуре. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.)
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Так, как у малышей ведущий вид деятельности игра, немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему.
Одними из средств развития нравственной, эмоциональной, культурной сферы детей раннего возраста являются театрализованные игры, игры в кукольный театр, которые способствуют передаче эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут имитировать, как кричит петушок, курочка ряба, как ходит мишка и т. д. Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. (Русская народная сказка «Курочка Ряба» «Колобок»).
Большую популярность в последнее время приобретает театр «Би-ба-бо», где куклы одеваются на руку. Наши дети очень любят играть с такими куклами, однако для них они пока еще сложны в управлении. Связано это с тем, что дети устают долго управлять такой куклой в силу своего возраста. Поэтому проводим пальчиковую гимнастику, развиваю подвижность пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.
Здесь важна роль взрослого, так как речь детей в младшей группы ещё не очень развита, внимание рассеянное. Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, я обязательно радуюсь вместе с ними любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
В дальнейшем планируем с родителями работу в рамках проектной деятельности: принимать участие в театрализации сказок, участие на мероприятиях (играть роль какого либо персонажа, посещать с детьми кукольные театры, ….
В конце своего выступления я хочу отметить старинную народную поговорку : «Всё новое-хорошо забытое старое».
Я думаю, что приобщения детей к истокам русской народной культуры помогает детям с самого раннего возраста понять, что они- часть великого русского народа, и истинная любовь к своей родине немыслима без любви к своему родному русскому языку, к русскому слову.