Марина Исмакова
Речевое музицирование «Потешная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое музицирование
Департамент образования
администрации города Нижнего Новгорода
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 115
г. Нижнего Новгорода, ул. Шаляпина, 5а.
т. 241-22-25.
Речевое музицирование
(старшая группа ДОУ)
Выполнили : Н. В. Сатирская
музыкальный руководитель
МБДОУ №115
(высшая квалификационная категория)
М. В. Исмакова
Публикация «Речевое музицирование „Потешная прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Потешки для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
воспитатель МБДОУ №115
(высшая квалификационная категория)
Нижний Новгород
2019 год
Задачи:
- развитие речи средствами ритмодекламации (расширение речевого словаря и памяти)
-работа над артикуляцией и дикцией
- формирование культуры движений, двигательных качеств: осанки, координации правильных навыков в различных видах движений
- развитие интонационного слуха
- развитие мелкой моторики в сочетании с речью
- развитие эмоций у детей
Оборудование и материалы:
• музыкальные инструменты:
- бубны;
- деревянные ложки;
- колокольчики (большие и маленькие);
- металлофон;
- муз. треугольник
- маракасы;
-трещетки;
• шапочки-маски;
• фольклорный короб;
• муз. синтезатор.
• мимические картинки;
• стол;
• павлопасатские платки;
• хохломской поднос;
• детские поделки (солнышко).
Речевое музицирование
1. Коммуникативная игра “Приветствие”
Дети входят под русскую народную мелодию «Ах, ты береза» и образуют два круга (внешний и внутренний).
1. Ходим, гуляем, друзей мы встречаем (дети поют и двигаются по внутреннему и внешнему кругу навстречу друг другу).
Добрый день, добрый день (останавливаются друг напротив друга, берутся за руки «здороваются»).
Друзей мы встречаем! (меняются местами из внешнего во внутренний круг 2 раза). Повторяют 2 раза.
(Дети выстраиваются в шеренгу стоя лицом к гостям идут по направлению к ним)
Ходили, гуляли,Гостей повстречали! Добрый день, добрый день!
Гостей повстречали! (поклон)
Девочка: Добрый день, гости званные и желанные!
Милости просим! Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем, душевно встречаем!
Взрослый: Собрались мы позабавиться,
Да потешиться!
Поиграть, пошутить,
Посмеяться.
Ребенок: А вы нашу, Тарю-Марю не видали?
Ответы гостей. Нет, не видали.
Ребенок: И в лесу не встречали?
Ответы гостей: Нет, не встречали.
Все: А мы в лес пойдем, Тарю-Марю найдем!
(дети пошли врассыпную и строятся в две шеренги напротив друг друга).
2. Фонопедическое упражнение:
Взрослый:
-А в лесу деревья шумят (Ш-Ш-ш)
-А в лесу листочки шуршат (шур-шур-шур)
-А в лесу кукушка поет (ку-ку-ку)
- А в лесу ветки скрипят (А-а-а-а)
- А в лесу ежи пыхтят (пых-пых-пых или сопят носом).
2. Речевая диалогическая игра «Таря-Маря»
(русская народная потешка)
Непременным условием является выразительное мимическое и жестовое сопровождение диалога, которое помогает рождению выразительной интонации.
(Дети делятся на две группы и встают напротив друг друга)
1. Таря- Маря в лес ходила (дети изображают ходьбу на месте, не отрывая носок от пола, сопровождая движения руками).
2. В лес ходила? (разводят руками)
1. Таря-Маря шишки ела. (стучат кулаком о кулак в ритме)
2. Шишки ела? (разводят руками)
1. Шишки ела, вам велела! (стучат кулаком о кулак в ритме. На слово «вам» разводят руками)
2. Шишки ела, нам велела? (стучат кулаком о кулак в ритме. На слово «нам» показывают на себя)
1. Да-а! Да-а! (произносят словно «эхо»)
2. А мы шишек не едим! (грозят пальчиком в ритме)
Все вместе: Таре-Маре, Таре-Маре отдадим! (дети ритмично подходят друг к другу и на слово «отдадим» соединяют ладоши хлопком).
(дети под музыкальное сопровождение дети меняются местами в шеренгах)
Взрослый: Тарю-Марю повстречали и деревню увидали.
А пока в деревню шли, короб по пути нашли.
(Вносится «фольклорный короб», взрослый достает из короба мимические картинки).
Взрослый: А в деревне чудеса небывалые!
3. Речевое упражнение «Ехала деревня…»
(русская народная небылица)
Дети пофразно проговаривают небылицу. Паузы (остановки) между фразами дети изображают мимикой предлагаемой взрослым эмоцией, изображенной на картинке.
1. Ехала деревня (пауза, мимическая картинка)
2. Мимо мужика (пауза, мимическая картинка)
1. Вдруг из-под собаки (пауза, мимическая картинка)
2. Лают ворота (пауза, мимическая картинка) и т. д.
1. Лошадь ела кашу,
2. А мужик овес,
1. Лошадь села в сани,
2. А мужик повез.
(По окончании упражнения взрослый достает из короба «бутафорское яйцо» или книгу со сказкой «Курочка Ряба»).
4. Игры с инструментами К. Орфа.
(Озвучивание русской народной сказки «Курочка Ряба»)
Творческое озвучивание сказки игрой на музыкальных инструментах, взаимодействие взрослого и ребенка.
Жили были Дед да Баба – шарманка
Да была у них курочка Ряба:
«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» - деревянные ложки
Снесла курочка яичко,
Да не простое, а золотое, - металлофон
Дед бил, бил – не разбил, - удары в определенном ритме
Баба била, била – не разбила. – удары на октаву выше, ритм учащается
Мышка бежала, хвостиком махнула, - колокольчик
Яичко упало и разбилось… - удары по металлофону в сторону высоких звуков,
Глиссандо и в конце один удар
Плачет Дед, - румба, равномерный ритм (четвертные)
Плачет Баба, - румба, ритм учащается (восьмые)
А курочка кудахчет:
«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» - деревянные ложки
Не плачь, Дед! – удар ложками
Не плачь, Баба! – удар ложками
Я снесу вам яичко другое, не золотое, - удар по металлофону
А простое! - удар деревянными ложками.
Взрослый: Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Что за славный денек! Собирайся народ
Будем дальше играть, плетень заплетать!
(Под р. н. музыку дети надевают шапочки животных, и строят плетень.)
5. Элементарный музыкальный театр «Тень – Тень»
(сл. народные, муз. Вик. Калинниковой)
(Дети поют песенку, театрализовано изображая действие).
Тень-тень, потетень, - дети делают плетень,
Выше города плетень - (поднимают руку вверх и показывают на плетень).
Сели звери под плетень, (присаживаются)
похвалялися весь день. (хвалятся друг перед другом)
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубки хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас не плохи!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза!».
6. Коммуникативная игра «Шла Коза по лесу»
(слова народные)
(Дети двигаются по кругу вправо, Коза влево внутри круга, по окончании фразы Коза выбирает себе пару, остальные выполняют движения в парах согласно тексту).
Взрослый: все в круг встаем Козе принцессу найдем.
Все поют: Шла Коза по лесу,
По лесу, по лесу,
Нашла себе
Принцессу, принцессу, принцессу! И дальше, по словам взрослого…
Взрослый: -давай Коза подружимся
-давай Коза покружимся
-давай коза помиримся
-давай Коза обнимемся
-давай Коза попрыгаем
-и глазками помигаем
-давай Коза потопаем
-и ручками похлопаем и т. д.
-головкой покачаем,
-игру мы завершаем.
(По окончании игры Коза снимает маску, дети остаются стоять в кругу, звучит вступление ритмодекламации «Антошка»).
Взрослый: а ну не зевай, в круг скорее вставай.
(дети встают в круг и слушают тишину).
7. Ритмодекламация «Антошка»
(музыка В. Гаврилина, обработка Т. Боровик).
(Дети ритмично декламируют фольклорный текст потешки, как бы рассказывая обо всем, что они увидели по дороге, озвучивая увиденное, сопровождая действие «звучащими жестами» и игрой на музыкальных инструментах)
Ножки у Антошки едут по дорожке (ритмичные хлопки по бедрам)
Дорожка кривая (ладонями изображают кривизну дорожки)
ни конца, ни края, (смотрят вдаль)
Грязь по колено, (руками показывают на колени)
Лошадка охромела. («хромают» на одну ногу)
Топы-дрепы, топы- дрепы, (ритмичные притопы ногами с продвижением вперед)
Тяпши-ляпши, тяпши- ляпши, (ритмичные хлопки по бедрам)
Цынцы-брынцы, цынцы-брынцы, (изображают «звон бубенцов» руками)
Тпрусь-ка-тпрусь-ка,тпрусь-ка, тпрусь! (ритмично «натягивают вожжи»)
(на повторение целесообразно использовать музыкальные инструменты)
Топы-дрепы, топы- дрепы, (ритмичное отстукивание в деревянные ложки)
Тяпши-ляпши, тяпши- ляпши, (ритмичная игра в маракасы)
Цынцы-брынцы, цынцы-брынцы, (бубенцы и колокольчики)
Тпрусь-ка-тпрусь-ка,тпрусь-ка, тпрусь-ка, тпру-(у). (долго держат «вожжи»)
Приехали! (дети хором произносят слово «приехали»).
Взрослый: Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ ещё поёт –
Знать, не всё потеряно.
8. Исполнение песенки «Веселая песенка»
(музыка и слова Н. Глазковой) При исполнении песенки взрослый использует дирижерский жест, что позволяет детям петь, поочередно солируя. Также можно использовать музыкальные инструменты, соответствующие тексту песни.
1. Ветерком колышется сочная трава
Песенку о Родине сочиняю я;
О зеленых рощицах, золотых полях
О ромашке солнечной на лесных лугах.
2. Улыбнулось солнышко песенке моей
Вдалеке откликнулся, зазвенел ручей,
Подхватили песенку птичьи голоса
Закружилась весело с песенкой оса.
3. Подпевал барашек нам, вторила коза
Дирижерской палочкой стала стрекоза.
Жук заменит домру нам, пчелы контрабас.
Славная получится песенка у нас!
(дети берут приготовленные солнышки, кладут на ладошку и говорят закличку)
Девочка: Солнце пригревало,
петь нам помогало.
Реб: Солнышко - появись,
Красное нарядись
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее
Все: Сядь к нам на ладошку
Обогрей немножко!
А-а-а-а (кластерное пение на звук «а»).
Взрослый: Пусть наши солнышки, которые мы приготовили, своими руками согреют вас, (дети дарят гостям солнышки).
Девочка: вы про нас не забывайте,
Снова в гости приезжайте.
Мальчик: Приходите снова к нам, –
Рады мы всегда гостям.
(дети прощаются, уходят из зала).