МААМ-картинки

Речевая тревога и страх речи

Марина
Речевая тревога и страх речи
▼ Скачать + Заказать документы

Детские страхи, как правило, вполне конкретны и по большей части связаны с тем, что угрожает жизни ребенка или тому, от кого зависит его жизнь, например родителям. С речью у ребенка складываются более сложные отношения. Поскольку речь не дается человеку вместе с жизнью, ребенок не может ощущать потерю того, чем еще; не владеет или владеет только в незначительной степени. Кроме того, качество речи мало сказывается на возможности удовлетворения его жизненных потребностей. Только по мере того, как формируются новые, чисто человеческие потребности, в том числе и потребность в общении, в получении новых знаний, значение речи существенно возрастает.

Публикация «Речевая тревога и страх речи» размещена в разделах

Зарождение переживаний по поводу качества собственной речи можно обнаружить уже у маленьких детей.

Но и те, у кого нет нарушений речи, могут проявлять обеспокоенность качеством своей речи.

Тревога по поводу своей речи может меняться у заикающихся в зависимости от различных обстоятельств. Так, например, с увеличением возраста наблюдается ее; рост, впрочем, как и рост общей тревоги.

Степень выраженности речевой тревоги зависит от тяжести речевого расстройства : чем более выражено заикание, тем выше тревога.

Многие заикающиеся по мере развития тревоги по поводу своей речи начинают отождествлять эту тревогу и само заикание. Но при дополнительных расспросах обычно выясняется, что страх вызывает не само заикание, а возможное отношение к ним из-за плохой речи. Поэтому степень переживаний в значительной мере связана с тем, кто является партнером по общению. И здесь страх может носить очень избирательный, индивидуальный характер.

Существует классификация заикания по степени фиксированности на своем дефекте. Фиксированность на своем дефекте; это отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых запинок) во всей психологической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Различают три степени болезненной фиксации на своем дефекте:

(нулевая) Безразличное отношение к своему дефекту в сочетании с отсутствием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени не испытывают ущемления от сознания своей неполноценной речи или даже совсем не замечают этой неполноценности. Эти заикающиеся охотно вступают в контакт со знакомыми и незнакомыми.

Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь.

(умеренная) Умеренно-сдержанное отношение к своему дефекту в сочетании с наличием волевых усилий в борьбе с ним.

При этой степени испытываются неприятные переживания в связи с заиканием, скрывается заикание, компенсируется за счет речевых уловок.

Тем не менее, осознание своего недостатка и переживания не выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности.

(выраженная) Безнадежно-отчаянное отношение к своему дефекту и наличие таких волевых усилий в борьбе с ним, которые перерастают в навязчивые действия и состояния.

При этой степени заикающиеся постоянно концентрируют внимание на своих речевых неудачах, глубоко и длительно переживают их. Всю свою деятельность эти заикающиеся ставят в зависимость от речевых неудач. Для них является характерным уход в болезнь, самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

С возрастом (или со стажем заикания) у заикающихся степень фиксированности на своем дефекте имеет тенденцию к усложнению.

Положительные результаты логопедической работы с заикающимися закономерно находятся в обратной зависимости от сложности их фиксированности на своем дефекте (чем больше фиксированность, тем ниже результат). Именно разная степень фиксированности на своем дефекте, а не стаж заикания, не его тяжесть определяет разные результаты логопедической работы.

Степень тяжести заикания адекватна степени фиксированности на своем дефекте.

Боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач - логофобия.

Образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные отрицательные эмоциональные реакции, что усиливает речевые нарушения. В конце концов, для большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Все это вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую, утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни заикающиеся начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации, другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации).

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в картине заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Публикации по теме:

«Интересная игра». Сегодня в нашем детском саду была объявлена «пожарная тревога»«Интересная игра». Сегодня в нашем детском саду была объявлена «пожарная тревога» Сегодня, 24 апреля 2015 года, в 10.00. в нашем детском саду была объявлена "пожарная тревога". Нас оповестили, что произошло задымление.

Конспект НОД «Три настроения — радость, горе, страх» в подготовительной группеКонспект НОД «Три настроения — радость, горе, страх» в подготовительной группе Конспект НОД: «Три настроения – радость, горе, страх» в подготовительной группе Цель: Создать условие для формирования у дошкольников собственных.

Конспект занятия на тему «Страх» с элементами сказкотерапии Тема «Страх» Цели. 1. Познакомить детей с эмоцией испуг. 2. Изучать выражения эмоциональных состояний в мимике. 3. Развивать умение справляться.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Страх» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных процессов через игровую деятельность. Задачи: Образовательные:.

Напольная игра «Речевая карусель»Напольная игра «Речевая карусель» Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ о предмете, используя технологию ТРИЗ. Упражнять в умении правильно строить.

Радость, страх, гнев, печаль — это все эмоцииРадость, страх, гнев, печаль — это все эмоции Радость, страх, гнев, печаль — это все эмоции. Рассматривая фотографии в семейном альбоме, картинки в детских книжках. Мы можем научить.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.

Учебный центр «Речевая полянка»Учебный центр «Речевая полянка» Учебный центр кабинета мы назвали «Речевая полянка». Это не просто украшение кабинета, а учебный материал, помогающий в проведении занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая тревога и страх речи
Опубликовано: 19 июня 2023 в 11:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая тревога и страх речи» (включая файлы) размещена пользователем Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД