Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Речевая среда и дети»

Елена Клеймуш
Консультация для педагогов «Речевая среда и дети»
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевая среда и дети“» размещена в разделах

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению всё новыми средствами общения, формами речи.

В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение и грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.

Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребенка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Речевая среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т. е. это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино и т. д.

Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога.

Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным. Если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, не достаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети принимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также не совершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Культурные и методические требования к речи воспитателя:

Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка;

Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой;

Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла;

Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт;

Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания;

Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает;

Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые;

Речь воспитателя должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем;

Воспитатели должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевая среда и дети»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 06:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевая среда и дети»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Клеймуш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД