Елена Вырвич
Речевая культура дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Публикация «Речевая культура дошкольника» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а так - же вежливое поведение в общественных местах, быту.
Дар словотворчества у детей можно наблюдать уже в раннем возрасте. Этот исключительный в речевом отношении период детской жизни описал К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти». Герои книги «От двух до пяти» познают мир взрослых в первую очередь через живое богатство речи, принимая и понимая все со свойственной детям любознателыюстью и доверием.
Во второй главе «Подражание и творчество. Детское чутье языка» читаем: «Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребенок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться внимательнее к сложной системе тех методов, при номощи которых ему удается в такое изумителыю корогкое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, ириставок и флексий».
«Совсем немного науки и истории»
На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К. Д. Ушинский. Он и его последователи призывали к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.
В статье «Родное слово» К. Д. Ушинский характеризует язык и живую речь как основной сиособ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух».
Позицию Ушинского разделяет и Е. И. Тихеева. Она говорит «язык - главный предмет в деле воспитания», именно «при помощи родного языка» и создается «духовная обстановка, среди которой дети живут и развиваются». Е. И. Тихеева отмечает, что младенец уже рождается «с даром слова, и развитие его языка начинается с первого же года его жизни», а «навык правильной речи приобретается в процессе общения». Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру взрослых. В частности, Тихеева пишет: «То, что воспринимает слух ребенка в первые годы жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи».
Детей Елизавета Ивановна называет «мастерами слова», которые только в нормальной, непринужденной атмосфере могут до конца реализовать данную им свыше способность познания окружающего мира через богатство родной речи.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека. Недостаточное развитие речи ведет к торможению интеллектуального развития ребенка, к его неуспеваемости в школе.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных в системе работы педагога дошкольной организации.
Язык и речь представляют собой своеобразный "узел”, в который "сплетаются” различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций.
Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети. Культура речи детей напрямую зависит от культуры речи окружающих его взрослых.
Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Основные негативные явления в устной речи сегодня:
• чрезмерное заимствование;
• жаргоны;
• речевые штампы;
• слова – спутники;
• многословие;
• неправильное словоупотребление;
• неправильное расположение слов;
• низкий уровень общей речевой культуры;
• слова-паразиты.
Слова-паразиты: в принципе, это, так, тсс., такскать (так сказать, блин, например, вот, в общем-то, типа, короче говоря, в натуре, это самое, понимаешь и многие другие.
Причины возникновения слов-паразитов:
повышение эмоциональности речи, взволнованность;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.
Ю. Важдаев
Мы нынче как бы все глупеем -
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад.
В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, с другой стороны.
Советы практического характера,
направленные на формирование речевой культуры детей
Е. И. Тихеева
Кроме того, что развитие речи дошкольников является одним из главных направлений работы с дошколниками в детском саду, большое значение имеет то, какую речь слышит ребенок дома. Поэтому одним из направлений работы по развитию речи является работа с родителями. Елена Ивановна Тихеева большую роль в развитии речи дошкольников отводила родителям.
1. Родители, педагоги непременно должны заботиться о том, чтобы на первых же порах жизни детей они слышали речь безукоризненно правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную. Следует избегать трудных и непонятных слов и выражений, но нельзя и подделываться под детский лепет.
2. Говорить с детьми необходимо непременно медленно, отчетливо и громко, так как медленная громкая речь имеет огромное значение в деле развития ассоциаций, в возбуждении яркой зрительной восприимчивости. Тогда можно рассчитывать, что речь, обращенная к детям, проникнет в их сознание в полном объеме отражаемых ею представлений, слово и представление не разъединятся, слово не превратится в пустой, лишенный внутреннего содержания звук.
3. В качестве значимого средства развития речи детей необходимо использовать постоянную речевую практику : чтение вслух, устные рассказы и беседы с ребенком. Если вы хотите усмирить детей, привлечь их внимание - обратитесь к ним с живой сказкой, живым образным рассказом. От сказки, образно и увлекательно рассказанной, от выразительно прочитанного рассказа или стихотворения, от простой, понятной песенки душа ребенка расцветает, становится восприимчивой к впечатлениям добра и красоты, крепнет и растет под благотворным воздействием родного слова.
4. Помимо чтения вслух важным средством речевого развития детей является организация бесед с ребенком. Ребенок, в сущности, всегда экспансивен, словоохотлив, если только ему приходится говорить о том, что его живо интересует. А потому, заботясь о развитии речи детей, говорите с ними о том, что им дорого и близко, о том, что они сами пережили, испытали, видели, любили.
Рекомендации по формированию речевой культуры в воспитании детей
1. Соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.
2. Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.
3. Говорить медленно, отчетливо и громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.
4. Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.
5. Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучить к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником.
Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями воспитания. Подобные традиции не только могут помочь в формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь, бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.