Наталья Малахова
Речь, движение, сказка. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь, движение, сказка.
Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога – основной формы речевого общения.
Совершенствовать речь должны не только воспитатели, но и конечно родители.
Публикация «Речь, движение, сказка, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Самый популярный и самый любимый жанр – это русские народные сказки. Он же является самым доступным. Даже, если нет книги под рукой, мы можем рассказать любимые сказки нашего детства, которые легко и с интересом воспринимаются детьми.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. При прослушивании и чтении происходит развитие диалогической речи. А при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию воображение, способность к словотворчеству.
О пользе сказок, их роли в жизни ребёнка, можно говорить бесконечно.
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, мы решили использовать сами и предложить родителям интересную, очень полюбившуюся детьми, доступную всем без исключения форму рассказывания сказок.
Сказка с движениями.
Мы привыкли считать, что двигательная активность полезна для здоровья. Но движения, как крупные, так и мелкие – могут играть роль мнемонического средства – т. е. средства, облегчающего запоминание текстов. К тому же движения, сопровождающие речь, наделяют высказывания дополнительной выразительностью и позволяют ребёнку стать деятельным участником сюжета.
Главное условие – сказки должны быть не длинными и очень знакомыми, т. е. сказки, которые мы рассказываем нашим детям с самого рождения. А для детей, давно запомнивших тексты, рассказывание с движениями переводит сказку в новый план, открывает новые возможности для восприятия и потому всегда встречается с интересом.
Проще сказать – мы даём сказке новую жизнь, увлекаем детей принять в этом активное участие.
Мы рассказываем сказку все вместе, всей группой, и при этом используем художественные движения, соответствующие действиям, характеру, настроению героев. Такое рассказывание, когда взрослые и дети хором повторяют текст сказки и сопровождают рассказывание изобразительными движениями, позволяет включить в активное действие даже плохо говорящих детей, и детей с плохой памятью. Текст любой сказки обладает одной очень важной особенностью – повторяемостью. В народной сказке повторяются словесные обороты, реплики персонажей, целые сказочные фрагменты. Эта повторяемость – залог того, что ребёнок непременно запомнит сказку. Кроме того, по ходу рассказывания мы можем давать детям новую информацию, или закреплять, уже знакомую. Для разнообразия и большего интереса, когда сказку будут знать хорошо все дети, можно заменить героев сказки, внести новый персонаж, придумать другой конец и многое другое (триз).
Такое рассказывание готовит детей и к театральной деятельности. Текст каждого персонажа уже хорошо знаком, движения, мимика, жесты тоже усвоены. Таки образом – это ещё и залог успешности детского «сценического» поведения. А если набор сказок расширять, тренируется память, пластика, мимика, а самое главное речь детей.
Как показывает опыт, детям не надоедает разыгрывать уже знакомые сказки, т. к. знакомое радует, позволяет чувствовать себя уверенными, успешными.
Сказки с движениями можно включать в комплекс утренней гимнастики, занятия по развитию речи, фэмп, музыкальные и физкультурные занятия, в досуги и праздник с родителями.
Начинать такую работу можно уже с малышами в возрасте 2 -3 лет.