Марина Михайлова
Консультация для родителей «Правильная речь детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правильная речь детей в семье».
Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.
Темочки:
Тогда учите вашего ребенка правильно говорить. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка, в том числе и речевые навыки. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. И если родители часто общаются со своим малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.
Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте адекватно оценить сегодняшнее состояние речи вашего ребенка.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами и упреками.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь должна быть заслугой прежде всего семейного воспитания.
Однако, к сожалению, в последнее время родители отодвигаются и даже не замечают этой проблемы у своих детей.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Не стоит подстраиваться под детский язык, это тормозит развитие речи ребёнка. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна.
Наиболее доступной и эффективной формой развития речи ребенка в семье является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично выражать свои мысли. Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на явления в природе, на окружающие предметы. Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, например, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных ему словах. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки, будет бесполезным занятием.
Действительно, существует такое понятие, термин «возрастное косноязычие» - это когда ребенок до 5лет нечетко или смягченно произносят некоторые звуки, или заменяет звуки на более легкие, например, р-л, ш-с, л-л’. Но к 5 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков.
Но если у ребенка в 4 года сформировалось искаженное произношение звуков, например, горловое произношение звука «Р», боковое - шипящих, межзубное - свистящих, опрометчиво надеяться, что все эти нарушения исправятся сами. Эти нарушения никогда сами не исчезают, а только
закрепляются, и требуется квалифицированная помощь специалиста для их преодоления.
Что же должно послужить сигналом к тому, что необходима консультация или помощь логопеда?
Время обращения к логопеду очень индивидуально.
1. Ели ваш ребенок в 2,5-3 года не говорит простыми фразами, заменяет целое предложение одним словом, начинайте бить тревогу и обращайтесь к логопеду
2. Если вашему ребенку 4 года, он говорит, но его речь понятна только вам и практически не воспринимается другими, обязательно обращайтесь к логопеду
3. Любые нарушения в произношении звуков у детей после 4,5-5 лет рассматриваются не как возрастное косноязычие, а как дефекты произношения, и их нужно исправлять.
Давно доказано, что все нарушения речи целесообразнее и эффективнее корригировать, исправлять именно в дошкольном возрасте.
Если же нарушения остаются при поступлении в школу, можно с уверенностью сказать, что нарушение речи обязательно отразятся и на успеваемости, и на поведении. Многие дети обычно стесняются своего недостатка, особенно, если замечают, что над ним посмеиваются, передразнивают. Они неохотно поднимают руку на уроке, стараясь остаться незамеченными, становятся замкнутыми, обидчивыми и раздражительными, агрессивными. Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить правильно и последовательно пересказывать содержание прочитанной книги, четко высказывать свои мысли. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных ему словах. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки, будет бесполезным занятием.
Немаловажное значение в развитии речи ребёнка имеют игры. Использование такого принципа как «играя, развиваем речь» позволяет добиться эффективных результатов. Сегодня существует множество интересных развивающих настольно-печатных и дидактических игр. Во время игры дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Дидактическими играми можно занять ребенка и дома, и на прогулке.
Общение со взрослыми не только обогащает речь ребенка, но и доставляет ему много радости. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методиками, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.