Елена Лукьянова
Речь детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека.
С её помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определё нные условия психического развития:
Публикация «Речь детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;
- правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;
- формирование потребности в общении.
В раннем возрасте, после года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок произносит всё больше осмысленных слов из одного-двух слогов. Возрастает потребность ребёнка в речевом общении в связи с различными видами деятельности. Ребёнок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, а значит, задерживается развитие активной речи.
В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов постепенно угасает. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показывать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам.
В самостоятельной речи ребёнка около 20-30 слов, в два года больше 50. В полтора-два года появляются двух-трёхсловные предложения. Большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают картинки в книжках, слушают рассказы (5-10 минут). Увеличивается запас общеупотребительных слов, появляется стремление к словотворчеству: дети изобретают новые слова. К трём годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств.
Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает 1500 слов. Он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные, грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Значение слов приобретают предметную отнесённость. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Появляются первые модели словообразования, признаки речевого общения, поведение начинается регулироваться речью.