Валентина Корноухова
Консультация «Ребенок ничего не хочет делать, как поступить родителям?»
Ребенок ничего не хочет делать, как поступить родителям?
Дошкольный возраст
- Можно слышать от родителей : «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!»
Важно: ребенок не хотел, а родители настаивали. С малышом это просто - его и обхитрить можно, и зыркнуть грозно. Поэтому весь дошкольный возраст семья с пассивностью детей справляется. А вот уже в школе проблемы.
Публикация «Консультация „Ребенок ничего не хочет делать, как поступить родителям?“» размещена в разделах
Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им «ничего не делать, просто валяться и ковырять обои»! Когда дошкольник бездельничает, с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него внове.
Главная деятельность, которая развивает ребенка в этом возрасте, - игра. Когда он катает машинку или наряжает куклу, он познает мир. И это - самое главное для него в этом возрасте.
Так что ж, позакрывать все развивашки для малышей? Нет, конечно. Но не перегружайте ребенка занятиями. Оставьте одно, интересное ему, и до тех пор, пока интерес сохраняется
Существует четыре фактора, которые нужно учитывать родителям при составлении плана дополнительных занятий:
• возраст ребенка;
• потенциал ребенка, количество сил,
• его психофизический тип, устойчивость, способности;
• ресурсы родителей.
Это ресурсы эмоциональные, физические, материальные, организационные. Еще один фактор – это сколько ресурсов у семьи в целом, не только у родителей.
То есть, думая о дополнительных занятиях, надо смотреть на то, каково это будет ребенку и, прежде всего, каково это будет семье.
Здесь есть два типа потенциальных рисков.
Первый – это когда ресурсов у семьи слишком много, больше, чем ребенку нужно.
Возьмем максимально неправильное сочетание факторов – ребенок маленький, сам еще не очень хочет и может, а ресурсов у семьи много, поскольку он один в семье с тремя комплектами бабушек. И при таком количестве взрослых на одного нересурсного ребенка его можно очень сильно перегрузить, и это окажется для него крайне неполезным. Потому что не возможности, не интересы и способности ребенка оказываются в центре внимания, а амбиции взрослых.
Может быть противоположная ситуация.
Чаще у многодетных или малообеспеченных родителей случается, что наоборот, ребенок способный, с высокой обучаемостью, но у семьи нет никаких ресурсов. Нет сил, нет денег, нет здоровья, все круги дополнительных занятий уже пройдены со старшими детьми.
Не могу сказать, что вреднее. Казалось бы, вторая ситуация – более печальная. Но она сохраняет желание что-то делать, и потом ребенок, когда сможет, возможно, все нагонит. Ситуация, когда слишком много, похожа на гипервитаминоз, который опаснее, чем авитаминоз.
Потому и важно с каждым ребенком рассматривать именно его индивидуальную траекторию. Скажем, в семье второй ребенок. С первым – была одна траектория по дополнительным занятиям. Кажется, что путь пройден и семья такую траекторию может потянуть. Но подрастает второй ребенок, и оказывается, что такая траектория внешкольных нагрузок не подходит. Потому что это другой ребенок, изменился возраст родителей и изменилось видение того, что полезно и нужно.
Если с первенцем возникает интеллектуальная и спортивная гонка, и на него обрушивается все, то в случае вторых и последующих детей ситуация развивается с некоторым запозданием. То есть даже вроде можно было бы больше, но уже не так интересно, не так важно, в это уже родители играли.
Мне кажется, нужно отличать свои амбиции по поводу ребенка от его потребностей, желаний, возможностей.
Какой должна быть эта индивидуальная траектория, смогут сформулировать только родители на семейном совете. Именно им определять, что они хотят, что считают правильным для этого конкретного ребенка в конкретном возрасте.
Подчеркиваю – этот вопрос не должна решать одна мама. Часто вопрос о дополнительных занятиях узурпируется, а папа оказывается в стороне, выступая только спонсором всех этих бесконечных кружков. Но мужчины чаще гораздо более здраво относятся к нагрузкам для маленьких детей и более стратегически настроены.
Детский сад и занятия вечером – это как две ставки
Есть вопросы развития детей, вокруг которых общественная истерия наблюдается уже давно. Например, иностранный язык детям начинают предлагать не тогда, когда они уже созрели для этого, а когда мама сочтет нужным, не ориентируясь ни на возрастные, ни на личные особенности ребенка.
Но иностранный язык лучше начинать изучать не раньше трех лет, а то и четырех – для детей с замедленной речью. Можно и после семи лет. В любом случае до семи – только игровые формы изучения языка. Остальное будет только вредить.
Для детей, которых не планируют отдавать в детский сад, начиная с трех лет очень важны какие-то занятия, где бы они находились без мамы хотя бы пару раз в неделю, чтобы ребенок мог научиться «работать» в формате группы.
Если ребенок ходит в детский сад, картина совсем другая. Дети с невротическими признаками, нужно начинать с того, что смотрим расписание ребенка. Часто оказывается, что ребенок страшно перегружен. Ему три с половиной года, а он каждый день ходит в обычный детский сад, а после, поскольку мама переживает, что вышла на работу и ребенок не развивается, она его еще по вечерам водит раза по четыре на занятия. Или это делает бабушка. В итоге – возникает перегрузка. Надо понимать, что, скажем, до пяти лет детский сад – это полноценная работа. Все, что сверх – как вторая ставка.
Сейчас наблюдается тенденция в отношении дошкольников и младших школьников – дать им как можно раньше как можно больше. Это все еще работает замедленная бомба утверждения «после трех уже поздно».
Но в итоге, от этого перегруза до школы и в начальной школе, у ребенка возникает большое отторжение ко всем занятиям.
Дошкольника и младшего школьника нельзя перегружать и пере стимулировать. Как ни странно, особенно это сказывается на тех, кто очень хочет заниматься. Есть дети, которые ходят на три кружка, но говорят, что хотят заняться чем-то еще. Такие дети по вечерам – очень возбуждены. Могут появиться покусывания губ, сгрызание ногтей, нарушение сна, истеричность. Все из-за перегрузки, которую ребенок сам не чувствует, не осознает, а потому хочет еще занятий.
Родителям нужно помнить о том, что ребенок регулировать свою нагрузку не очень в состоянии до подросткового возраста, до 12–13 лет, да и тогда под вопросом.
Приведу пример, съесть один банан – хорошо, а съесть 20 бананов – совсем плохо, и съесть 7 – тоже не хорошо. Хотя бананы сами по себе хорошие. Причем у кого-то, скажем, от 3 бананов будет расстройство пищеварения, а кому-то и 4 будет нормально. И вопрос дозирования в руках взрослых. Это очень важно, особенно для детей, которые склонны перебирать нагрузку. Важно и самих детей учить определять порог усталости. Причин психологических перегрузок с целью выработки системы упреждающих мер.
1. Внешние причины возможных психологических перегрузок у детей.
1) Физические:
- нерациональное питание;
- недостаток свежего воздуха (сокращение продолжительности прогулок, отсутствие режима проветривания помещений);
- «враждебность» окружающей ребенка среды (неудачное цветовое и световое оформление, недоступность игрового материала, отсутствие возможности активно двигаться);
- неблагоприятные погодные условия.
2) Социальные:
- неправильная организация общения со взрослыми (преобладание авторитарного, либо попустительского стиля воспитания, неустойчивость воспитательской позиции);
- нарушение межличностных отношений с другими детьми (ребенок может быть отвергнут сверстниками, стать объектом грубого, даже жестокого обращения);
- отсутствие понятных детям и доступных для выполнения правил, регулирующих его поведение ;
- нерационально выстроенный режим жизнедеятельности детей (слишком продолжительные однообразные занятия, например, за столом, эмоциональная скудность занятий, слишком частая и резкая смена деятельности).
2. Причины психо-эмоциональных перегрузок, вызванные личностными и физическими особенностями самого ребенка.
- патология или выраженные особенности физического развития (нарушения зрения, слуха, чрезмерная тучность и т. д., что вызывает физическую невозможность выполнения ребенком всей деятельности);
- перенесенное заболевание;
- сформировавшиеся в результате дисгармоничного стиля семейного воспитания привычки поведения, которые могут помешать ребенку успешно адаптироваться к условиям детского сада (привычка постоянно быть в центре внимания, добиваться своего капризами, чрезмерная боязливость, элементы деструктивного поведения и т. д.);
- отсутствие автономности (зависимость от взрослых, беспомощность в ситуациях, когда приходится действовать самостоятельно);
- осознание ребенком собственной неуспешности на фоне успешности других детей.
Показатели, не чрезмерна ли нагрузка – это вечер рабочего дня, вечер пятницы.
Если говорить о том, какой кружок, занятие выбрать, то, наверное, не стоит забывать о спортивных секциях. Мы все, а особенно жители больших городов, живем в ситуации гиподинамии, интеллектуальных перегрузок. В эпоху, когда мы работаем головой, занятия спортом – почти как гигиена, почти как почистить зубы.
Когда ребенок пошел в школу – ему необходимы какие-то занятия, связанные с движением. Надо понимать, что просто спортивные секции, как «что-то, связанное с движением», и профессиональный спорт – это разные вещи. Профессиональный спорт – большая нагрузка, которая, по идее, не должна монтироваться больше ни с чем. Картина, когда ребенок сначала учится в школе, а потом всю вторую половину дня тренируется, как взрослый – неправильная. Это мина замедленного действия. Сначала у вас будет ребенок с высокими показателями, с высокими достижениями. Перегрузки сказываются совсем не сразу, где-то в подростковом, старшем школьном возрасте, в общей астенизации нервной системы.
До подросткового возраста ребенка лучше немного недокормить нагрузками, чтобы сохранялось желание чем-то заниматься уже сознательно и дальше. Если перекормить – перегруженный ребенок в подростковом возрасте просто сбрасывает нагрузку. Несильно нагруженный ребенок начинает в подростковом протесте нагрузку добирать. Но это не значит, что все время до этого он может быть полностью расслаблен, как тюлень, и совсем ничем не заниматься. Иначе в подростковом возрасте может быть полный отказ от любой деятельности.
Так что нагрузку дошкольника и младшего школьника нужно выстраивать с учетом подросткового возраста и дальнейшего взросления. Думать не про год, а про весь период.
Да, сейчас ребенку пять лет, и он не может сопротивляться. Вы его ведете сначала на спорт, потом на рисование, потом на английский. И все хорошо: он неплохо рисует, прекрасно плавает и умеет понимать английский на слух. Да, все у вас вроде бы получилось. Это тактические последствия. Теперь посмотрите на стратегические последствия. Он не играл, не гулял, у него сокращены какие-то сферы контакта со сверстниками, а еще он терпеть не может учиться, у него только одно желание – посидеть и послушать аудио, и это совершенно нормальная реакция.
Но если ребенок совсем ничем не занят, он приходит домой и только смотрит мультфильмы, есть опасность виртуализации, когда для ребенка станет значимым виртуальный мир, а не реальная деятельность.
Так что важна та самая «золотая середина». До полового созревания ребенок не должен сильно переутомляться с точки зрения нервной системы. Должна быть здоровая нагрузка, но не перегрузка.
Для ребенка-дошкольника необходимы минимум три наполовину свободных дня в неделю, кроме выходных. Основное, что ребенок должен делать, кроме детского сада – это играть, в том числе в ролевые игры, общаться с родителями, а не бегать, как робот, по занятиям.
Очень хорошо, если ребенку в дошкольном детстве удастся как-то позаниматься творческими вещами: рисованием, лепкой, аппликацией, скульптурой – это тот возраст, когда развиваются именно творческие способности, идет формирование интеллекта. То есть я за то, чтобы в этом возрасте развивать ребенка в творчестве, а не нагружать логикой и так далее.
Важный момент – всю жизнь мы учимся не чему-то, а у кого-то. Здесь роль мастера, роль педагога в большинстве случаев выше, чем содержание занятий.
Скажем, если вы знаете, что у вас потрясающий человек преподает, например, какое-нибудь выжигание или основы физической подготовки, и это вас совсем не привлекает, а вы мечтаете отдать ребенка на ушу, то все-таки лучше отдать к хорошему педагогу.
Причем важно, чтобы занятия были максимально близко к дому, желательно в шаговой доступности, без лишнего трафика.
Устал или не хочет – быть гибкими, чтобы понять
Бывает, что ребенок просто устал, но занятия бросать бы не хотел, ему нравится, получается. Но вот в какой-то момент он не хочет идти именно из-за усталости. А бывает наоборот, ему не нравятся занятия, он начинает придумывать поводы избежать их. Понять степень усталости: не перегружен ли ребенок, усталость это или просто манипуляция – способны только родители, это вопрос сугубо индивидуальный. И, как ни странно, особенно родители-трудоголики часто не могут разобраться, насколько устал ребенок. Скажем, если мама у себя не видит порога усталости, она не видит и у ребенка, и ребенок не учится его распознавать.
В сентябре все бодро начинают заниматься, набирают миллион нагрузок, потом в ноябре, декабре сдуваются, в марте могут приходить к полной астении. Тут влияют ритмы учебного года, климат средней полосы. Мы в августе не можем представить себе количество сил, которые у нас будут в декабре.
Чтобы благополучно дойти сначала до зимних длинных каникул, а потом и до лета, нужно рассчитывать силы – где-то дать ребенку немного поболеть, что-то пропустить, не бросая. В это время подкормить ребенка витаминами.
Иногда ребенок может манипулировать: покашливать, хвататься за живот, чтобы не ходить на занятия. Здесь тоже нужен подбор индивидуальной стратегии.
Проявлять гибкость – хороший способ научиться видеть нагрузку ребенка, научить его отдыхать, расслабляться, восстанавливаться.
Часто из-за перегрузок стартуют спонтанные головные боли, которые потом долго лечат. Нужно не гонять ребенка, как солдатика. Время, когда он будет работать, впереди, вы должны его к этому подготовить и не перегрузить.