Анна Мовсисян
Ребенок как субъект взаимодействия со взрослым. Причины. Пути реализации
▼ Скачать + Заказать документы
Время диктует перемены. Меняемся мы, меняется наше окружение. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к первому уровню – дошкольному образованию. И нам необходимо научиться организовать образовательный процесс в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
Публикация «Ребенок как субъект взаимодействия со взрослым, Причины, Пути реализации» размещена в разделах
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Лев Семенович Выготский отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка : с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, а с другой – делать то, что интересно. Партнерство – прежде всего, равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Совместная деятельность – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются задачи широкого плана:
развитие общих познавательных способностей (в том числе сенсорики, символического мышления)
развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;
развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Совместная деятельность предполагает:
индивидуальную,
подгрупповую,
групповую форму работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми могут стать такие направления как:
проектная деятельность
познавательно-игровая деятельность
трудовая деятельность
объединения детей по интересам
кружковая деятельность
В зависимости от вида совместной деятельности педагога с детьми существуют различные методы взаимодействия с ними. Самые распространё нные виды совместной деятельности:
Взаимодействие в игровой деятельности
Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности
Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода.
1. Наиболее эффективны в работе с детьми косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.
2. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи. Совместную деятельность, в этом случае, надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
3. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло ролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем в воспитании.
Успешное формирование личности ребенка, его психические и личностные новообразования происходят только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, которые составляют основу личности человека. Важно, чтобы между педагогами и детьми было взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.