Сесицкая Юлия Васильевна
Конспект занятия «Ребенок и природа. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о перелетных птицах.
Задачи: развивать зрительную память; продолжать знакомить детей с перелетными птицами (трясогузка,ласточка, грач, жаворонок, скворец); расширить и активизировать словарный запас на занятии по теме перелетные птицы; формировать представления о строении тела птицы; воспитывать бережное отношение к птицам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Материалы и оборудование: д/и «Что лишнее?», «найди хвост птицы», «покорми птиц»; плакат «перелетные птицы», «голубь», «строение птицы»; карточки «перелетные птицы».
Предварительная работа: беседа о перелетных птицах, строении их тела, образе жизни и питании.
Ход занятия:
В: Ребята посмотрите кто залетел к нам в группу? (В группе подвешен плакат голубя с письмом).
Д: Это птица-голубь.
В: Он что-то держит в клюве. Давайте посмотрим, что это.
Это письмо. Почитаем его?
Д: да
В:«Здравствуйте дети, я птица голубь. Скоро ко мне в гости прилетят мои друзья. Нужно подготовиться, чтобы их встретить. Для этого я приготовил для вас простые испытания и уверен, что вы легко с ними справитесь.»
В: как интересно, ну что попробуем справиться?
Д: да.
В: ну что ж, давайте посмотрим какие задания нам приготовили.
Задание 1
Г: расскажите про то, какая сейчас пора года.
В:- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка на окошко, какое сейчас время года?
Д: Весна.
В:А какие весенние месяцы вы знаете?
Д:Март, апрель, май.
В:Молодцы! Знаете.
Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы). Давайте проверим
Зима ушла, а весна - … - пришла.
Зимой – холодно, морозы, а весной?
Д:теплеет.
В:Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? Д:Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.
В:Зимой сугробы высокие, а весной?
Д:Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т. Д.
В:Зимой дни – короткие, а весной?
Д: дни становятся длиннее.
В:Зимой птицы улетают, а весной?
Д: прилетают.
В: Весной прилетают птицы. А вы знаете где они были зимой?
Д: в теплых краях.
В:Почему птицы улетают на зиму в теплые края?
Д: Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений.
В:А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв?
Д: Перелётные птицы.
В: Какие птицы называются «перелетные»
Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно на родину весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину. Мы ждём в гости перелетных птиц.
Повторяйте за мной:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
С этим заданием вы справились, всё про весну знаете. Кого мы ждём в гости?
Д: перелетных птиц.
В: Мы с вами знаем этих птиц. Они улетели осенью, давайте посмотрим, что нам приготовил голубь и вспомним этих птичек.
Задание 2
Г: попробуйте отгадать мои загадки.
В: С этим мы тоже справимся, верно?
Д: да.
«Загадки с картинками отгадками» :
1. Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится,
Любит песни щебетать,
По земле пешком гулять. (Трясогузка)
Раньше всех возвращаются в родные места трясогузки. Они безошибочно находят дорогу домой, они прилетают к началу ледохода.
2. Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам — враг. (Грач)
Ещё снег не сошёл на полях, а уже прилетели грачи, они деловито расхаживают по дорогам и холмам, собирают скудную пищу. И чинят свои гнёзда, откладывают яйца и начинают насиживать их. Никто из перелётных птиц раньше грачей не выводит потомство.
3. В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
4. Перья черные и с блеском,
Может быть довольно дерзким,
Всё – вредителям конец!
Имя птице той — (Скворец)
5. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит:
Тюкнет клювом на угад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
6. Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной. (Соловей).
Соловьи прилетают в последний месяц весны-май.
7. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Ласточки прилетают в первые теплые деньки весны и сразу же принимаются за строительство гнезд.
Какие вы молодцы, со вторым заданием мы справились.
Открываем третье задание.
Г: сейчас проверим как хорошо вы знаете птиц.
В: нужно сравнить что есть у человека, животных и птиц.
Задание 3
Сравнение С/и «у кого что?»
В:-У человека дети, а у птиц?
Д:птенцы.
В:У человека нос, а у птиц? Р:клюв
В:У животных шерсть, а у птиц?
Р:перья
В:У человека руки, а у птиц?
Р:крылья
В:У человека дом, а у птиц? Р:гнездо
Посмотрите на схему, какое строение птицы?
Р: голова, а на ней клюв, 2 крыла и 2 ноги, хвост.
С этим задание справились. А теперь птичья разминка.
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.
(Делаем наклоны и пилим)
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.
(Топаем ногами)
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.
(Машем руками и делаем наклоны в стороны)
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.
(Хлопки по сторонам).
Давайте посмотрим,что нам птичка ещё приготовили.
Задание 4
Г: Вы знаете о птицах много, помогите им найти свои хвосты.
В: поможем?
Д: да
Д/и «Где чей хвост?»
На столах лежат задания, птицы и их хвосты, нужно найти у какой птицы какой хвост.
(Детей поделить на подгруппы, на 2х столах лежат перепутанные птицы и их хвосты, 4-5 птиц).
В: как вы быстро выполнили это задание.
Г: а справитесь ли вы с этим заданием
Задание 5
Д/и «кто лишний?»
В:Посмотрите на столах лежат изображения птиц, нужно узнать кто лишний и объяснить почему.
( На двух столах лежат задания: Дети рассматривают картинки 16шт, в ряду 3 птицы перелетные, а 1 домашняя).
В: и тут вы справились.
И последнее задание от нашего голубя очень простое, оно называется «покорми птичек».
Задание 6 «покорми птичек»
Что любят кушать птички?
Д: червяков, семена.
В: давайте сядем на свои места и соединим линиями птичек и корм.
Все задания мы выполнили.
Как вы думаете для чего птицам гнёзда?
Д: выводить птенцов.
В: Для чего нужны птицы?
Д: Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.
В:Надо ли охранять и беречь птиц? Как?
Р:Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.
В: каких птиц мы ждём в гости?
Д: перелетных.
В: каких птиц перелетных мы запомнили?
Д: ответы детей.
Г: вы молодцы, понравились вам мои испытания? Вы с ними справились ловко, за это я дарю вам раскраску про птиц.
В: можете рассмотреть раскраски и поделится впечатлениями друг с другом.