Лидия Каушьянова
Ребёнок и окружающий мир. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок и окружающий мир
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Зимующие птицы».
(Инсценированная образовательная деятельность-развлечение)
Программные задачи: продолжать развивать знания детей о птицах, семенах, ягодах, используя фольклор; развивать выразительность речи детей, память, внимание, наблюдательность, артистичность.
Публикация «Ребёнок и окружающий мир, Конспект непосредственно образовательной деятельности „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
Действующие лица: Синичка, Дятел, Голуби, Снегирь, Воробей, Сороки, Ворон.
Предварительная работа. Наблюдения за птицами, за семенами растений, ягодами рябины, рассматривание картинок, разучивание с детьми мелодии на металлофонах, народных песен, попевок, стихов.
Подготовка. Шапочки зимующих птиц, картинки с изображением перелётных, зимующих птиц, металлофоны, столик, на котором будут разложены в тарелочки шишки, семена, зёрнышки, клёцки, кусочки хлеба, крошки, ягоды рябины.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Под русскую народную мелодию «Барыня» дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель.
Пришла зима,
Пришла бела:
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами вьюжными.
- Наступили холода. Зима-красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветра. Но не хлебосольна она: не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.
Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Всё живое об этом знает, и каждый по-своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто запасы собирает. А некоторые наши пернатые друзья не рассчитывают на милость зимы, улетают на юг. И прилетают они назад только весной. Как называются такие птицы? (Перелётные).
Воспитатель показывает картинки с изображением перелётных птиц. Дети называют их. (Стрижи, совы, лебеди, чижи, скворцы, аисты, чибисы.)
Воспитатель. А вот вороны, сороки, свиристели, галки, дрозды, щеглы, воробьи, голуби, дятлы, синицы зимой не улетают, а селятся ближе к человеку. (Воспитатель показывает картинки с изображением зимующих птиц, дети помогают называть их.) На зиму к нам прилетают с севера ещё и снегири.
Под толстым слоем снега птицам нелегко добывать корм, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Как называются эти птицы? (Зимующие.)
Воспитатель. Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь
И в зимующих птиц превратитесь!
Дети надевают шапочки зимующих птиц.
Воспитатель. Раз, два, три, четыре, пять –
Вышла птичка полетать.
Про кого загадаю –
Эта птичка вылетает.
Маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт,
Сало вкусное клюёт?
Звучит русская народная мелодия «Барыня», вылетает Синичка. Синичка исполняет русскую народную попевку «Синичка».
Синичка. Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Непоседа, невеличка,
Симпатичная я птичка.
Люблю сало, зёрна пшенички,
Вы узнали меня – я Синичка.
Зимой исчезли червячки,
Кусочек сала повесьте на сучки.
Воспитатель. Для синиц можно приготовить вкусные клё цки: из застывшего жира, семян и овсяных хлопьев. (Воспитатель показывает детям клёцки, угощает синичку. Синичка благодарит детей).
А вот ещё загадка про птицу, ребятки:
Чёрный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Под русскую народную мелодию «Барыня» вылетает Дятел.
Дятел. Я зимою ищу шишки –
Семена сосны и ели,
Только вот под плотным снегом
Нахожу их еле-еле.
Воспитатель. Прилетай, дятел, к нам,
Мы насыплем тебе семян
И ёлки и сосны –
Голодным не будешь ты.
И пойдёт весёлый стук –
Тук да тук, тук да тук!
(Воспитатель показывает шишки, семена.)
Исполнение детьми на металлофонах русской народной мелодии «Ах, вы сени, мои сени…» (Дятел клюёт семена, благодарит детей, улетает.)
Воспитатель. А это кто: гладенький,
Аккуратненький,
Урчит, воркует,
Дружка целует? (Это наши любимые голуби.)
Воспитатель. Стали голуби прилетать,
Стали голуби ворковать:
Голуби стучатся в окно,
Просят им насыпать зерно.
Исполнение детьми русской народной попевки «Гули, гули, гуленьки».
Гули, гули, гуленьки,
Прилетели гуленьки,
К нам до утренней зари
Прилетели сизари.
Вылетают голуби.
1-й голубь. Спешат к людям до утренней зари
Голубки-голуби, сизари.
2-й голубь. Нахохлились, сели у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
1-й ребёнок. Гули, гули, голубки,
Прилетайте, сизари.
В зимний день среди ветвей
Стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки,
Готовы для вас столы-кормушки.
Семена и крошки
Птицам насыплем на дорожке. (Ребёнок подводит птиц к столу, птицы клюют зёрнышки, благодарят и улетают).
Воспитатель. И снова, ребятки,
Про птиц загадка.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Под русскую народную мелодию «Барыня» вылетает Снегирь.
Снегирь. Летит на снежный ледяной пустырь
Красногрудый красавец – весёлый снегирь.
Снегирям на большой мороз
Припасите рябины воз.
Воспитатель. Ребята, давайте угостим нашего снегиря рябиной. (Выходит кто-то из детей, берёт на столе рябину и угощает снегиря, снегирь благодарит, улетает.)
Воспитатель. Но не только красногрудые снегири,
А и галки, свиристели, щеглы и дрозды –
Наши друзья легкокрылы
Любят ягоды рябины.
Вылетает дрозд. Я – Дрозд,
Деревянный нос,
Соломенный хвост.
Дети исполняют русскую народную песню «Скок, скок, поскок».
Воспитатель. Угощайся, Дрозд, красной рябиной. (Дрозд угощается, благодарит и улетает).
Воспитатель. Уличный мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает.
- Кто это, ребята? (Воробей).
Под русскую народную попевку «Андрей-воробей», которую исполняют все дети, вылетает Воробей.
Андрей-воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок – клевать колосок.
2-й ребёнок. Воробушка, воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда,
Насыплем мы тебе зерна.
Воробей «скромничает».
Воробей, чего не идёшь,
Хлебных крошек не клюёшь?
Воробей. Я давно заметил крошки,
Но боюсь сердитой кошки,
Я пуглив и суетлив,
Чив, чив, чив, чив!
3-й ребёнок. Сделаем кормушки,
Насыплем зёрнышки –
Пусть не голодают
Зимой воробушки! (Ребёнок угощает воробья, воробушек клюёт зёрнышки, благодарит, улетает).
Вылетают Сороки и Ворон. Ворон напевает русскую народную попевку-дразнилку «Ворон» :
Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
Сороки напевают русскую народную попевку «Летят, летят сороки»» :
Летят, летят сороки,
Сороки-белобоки.
Мы летим не высоко,
Мы летим не далеко.
Воспитатель. Сороки-белобоки,
Непоседы длиннохвостые,
Оперенья пёстрые,
Да вороны важные, глазастые,
Чернокрылые, горластые,
Они не улетают на далёкий юг
И не боятся снежных вьюг.
На дорожках среди снега
Бросим им кусочки хлеба.
Любят они ещё косточки куриные –
Вороны и сороки воровитые. (Угощает кусочками хлеба, птицы благодарят, улетают.)
4-й ребёнок. У еле приметной дорожки
Насыпаны зёрна и крошки,
Слетайтесь, слетайтесь пичуги,
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
Ведь в зимние лютые вьюги
Должны мы помнить друг о друге! (Все птицы слетаются, клюют зернышки.)
5-й ребёнок. Пусть прилетают птицы :
Голуби, снегири, синицы,
Вороны, галки, воробьи –
Зимою птичек накорми!
Воспитатель. Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!
- Ребята, мы с вами сделаем кормушки для птиц, повесим их на участке детского сада и будем наблюдать, как наши крылатые питомцы клюют приготовленный нами корм и радуются.