Марина Царёва
Реальный уровень развития игры современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Реальный уровень развития игры современных дошкольников
Сообщение из опыта работы воспитателя Царевой М. П. МБДОУ «Детский сад № 430» Сентябрь, 2016 г.
Слайд 1 (визитная карточка, тема)
Добрый день, уважаемые коллеги. Я – Царева Марина Петровна воспитатель МБДОУ «Детского сада № 430».
Публикация «Реальный уровень развития игры современных дошкольников» размещена в разделах
Сегодня я предлагаю вашему вниманию компьютерную презентацию опыта моей работы на тему «Реальный уровень развития игры современных дошкольников». Почему же именно данная тема стала для меня важной?
Слайд 2 (актуальность проблемы)
Общеизвестно, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в формировании личности человека. В детские годы наиболее благоприятно развиваются воля и произвольность, регуляция поведения, все психические процессы, в том числе воображение, творческие способности.
Решающее влияние на становление важнейших качеств личности ребенка оказывает игра - ведущая деятельность дошкольника. Роль игровой деятельности в общем развитии дошкольников трудно переоценить. Не случайно проблемами игры занимались такие известные педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова и многие другие.
Данное положение еще раз особо подчеркивается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
ФГОС ДО: игра является основной формой и ведущим видом деятельности во всех образовательных областях, обеспечивая социально-коммуникативное развитие детей и способствуя формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
Слайд 3 (проблемы развития игры современных дошкольников)
С данными всем известными утверждениями никто не спорит, педагоги ДОУ и родители полностью их поддерживают и признают определяющую роль игры в общем развитии ребенка.
В тоже время, в последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
С ростом технического прогресса образ нашей жизни неуклонно меняется. Жизнь ребенка дома заполнена телевидением, видеофильмами, компьютерными программами. Стоит только взглянуть на детей, которые уже с малого возраста лучше многих взрослых справляются с планшетом и компьютером. И многие родители, не скрывая гордости, хвастаются знакомым и друзьям, как их малыш ловко справляется с ними. Все ли так однозначно?
Стоит просто задать себе вопрос, а сколько времени ребенок тратит на коллективные игры со сверстниками, общение с родителями и друзьями? Ученые и педагоги с тревогой предупреждают о влиянии гаджетов на развитие ребенка в социальном плане. Такого рода техника препятствует выработке у детей чувства сострадания, сожаления по отношению к другим, а все по тому, что они меньше времени проводят в общении с людьми. Это в свою очередь порождает проблемы в социуме и коммуникации. Ведь в сложном процессе становления личности человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Игры наших детей все больше содержат сюжеты, заимствованные из мультфильмов, имеющих агрессивный характер, а используемые в играх детей коммуникативные средства как зеркало отражают жестокие отношения виртуальных героев.
Все это приводит к трудностям в освоении первоначальных представлений социального характера и в развитии социально-коммуникативных отношений.
Стремление многих родителей к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к чрезмерной учебной нагрузке в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родители с удовольствием записывают ребенка во всевозможные секции и кружки. Индивидуальные и личные достижения ребенка, становятся для родителей самоцелью, более важными, чем игры со сверстниками
В детском саду также много внимания уделяется непосредственной образовательной деятельности, дополнительному образованию ребенка. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду.
Слайд 4 (результаты педагогического анализа собственной практики)
Анализируя собственную деятельность, мы также отмечаем противоречие между признанием роли игры в развитии ребенка-дошкольника и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. А ведь именно игра, особенно творческая ролевая игра, готовят ребенка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольников.
Ежедневно, наблюдая за играми наших воспитанников, изучая особенности освоения игровой деятельности детьми в ходе педагогической диагностики, бесед с детьми, анкетирования родителей мы убедились, что игра не достигает нужного уровня развития. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности и дома и в детском саду.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Наблюдая, как играют наши дети, мы замечаем, что сюжеты часто повторяются, дети от возраста к возрасту используют одни и те же игровые действия. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как он сам. Общение детей во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от более старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передавать взрослый. И в первую очередь эта миссия принадлежит воспитателю детского сада. Следовательно, мы должны научить ребенка играть. Но каким же образом? Ведь игра – свободная деятельность детей, и содействовать развитию игры надо, ни в коем случае не стесняя при этом инициативы самих детей.
Над этими вопросами мы задумывались неоднократно. Выпустив в школу год назад своих воспитанников и набрав малышей, у нас появилась возможность создать все необходимые условия для развития полноценной игровой деятельности детей с первых дней пребывания их в детском саду.
Слайд 5 (основные пути руководства игровой деятельностью)
Опираясь на исследования таких известных ученых, как Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, В. А. Абраменкова, О. В. Солнцева и др., мы определили, что ведущие условия развития игровой деятельности дошкольников заключаются в следующем:
• Личностно-ориентированное общение взрослого с ребенком;
• Организация развивающего предметно-игрового пространства;
• Руководство детской игровой деятельностью, при котором предусматривается
последовательность развития у детей самостоятельности и самоорганизации в игре, развитие активности и творческой инициативы при помощи прямых и косвенных приемов.
Слайд 6 (Цели и задачи работы)
Исходя из всего выше сказанного, нами были определены цели и задачи работы
Цель: обогащение и развитие игровой деятельности дошкольников, интереса к сюжетно-ролевым, режиссерским, театрализованным играм, играм-имитациям.
Задачи:
• Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
• Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности: обогащать представления детей о мире, расширять круг их интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей и др.
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Слайд 7 (создание развивающей предметно-пространственной среды)
Для решения поставленных целей и задач немаловажную роль играет создание развивающей предметно-пространственной игровой среды в группе детского сада и дома. Необходимо отметить, что материальная сторона игры, созданная взрослым, изобилие игрушек, в том числе и «умных», приобретаемых родителями в больших количествах, не является залогом успешного формирования личностных достижений ребенка. Для полноценного овладения игрой, развития креативности детям необходима не столько полнота игрового пространства, сколько его динамичность, многофункциональность.
Поэтому, при создании предметной среды в своей группе мы постарались предусмотреть сочетание реальных игрушек, условных, отдаленно напоминающих реальные, предметов – заместителей, элементов отражения роли, воображаемых предметов. За игрушками не закрепляются жесткие функции. Мы стараемся показать ребенку, что каждый предмет в группе может быть использован многофункционально в зависимости от реализуемого игрового содержания. (Пример, фото среды)
Кроме того, были созданы необходимые условия для организации режиссерских игр дошкольников: оформлены различные макеты, подобраны мелкие игрушки разнообразные по тематике: человеческие, сказочные персонажи, здания, животный мир, растения, деревья, постройки, естественные предметы (ракушки, веточки, камушки и т. д., т. е. все, что может пригодиться при моделировании различных игровых ситуаций.
Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием педагогов и родителей.
Слайд 8 (создание условий для обогащения реального опыта детей)
В полноценном развитии игры ребенка очень важным является создание условий для обогащения реального опыта детей. Для того, чтобы игра детей была полноценной, представления детей должны быть более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире. В реализации данного условия особая роль отводится взрослому (воспитателю, родителю).
Обогащение детского опыта мы осуществляем как на материале окружающей ребенка реальной действительности, так и по содержанию сказок, фантастических историй, герои которых наделены яркими характерами.
При познании ребенком окружающего мира акцент делается не только на действия людей (персонажей сказок, но и, что является чрезвычайно важным для дальнейшего развертывания игрового сюжета, на взаимоотношения их в совместной деятельности, качества личности.
Мы убедились, что сила и яркость полученных впечатлений зависели от активной деятельности малышей при участии разнообразных анализаторов, осуществления мыслительной и речевой деятельности по установлению причинно-следственных связей, формулирования своего отношения к увиденному (Пример: экскурсия на кухню, эмоционально окрашенное наблюдение за работой повара, рассматривание огромных кастрюль, половников, одежды поваров и т. д., затем – внесение новых атрибутов для игры, элементов костюма и т. д., совместная деятельность по изготовлению печенья из соленого теста и др. Как результат – желание у детей играть в повара).
Слайд 9 (обогащение способов игрового отображения действительности)
Немаловажное значение для формирования игры детей имеет обогащение игрового опыта детей, т. е. создание условий для овладения детьми способами игрового отображения действительности. При этом очень важна партнерская позиция педагога в игровом взаимодействии с детьми. Мы старались создавать разнообразные ситуации совместной с детьми игровой деятельности.
Слайд 10 (особенности игрового общения)
В зависимости от уровня развития игрового опыта детей позиция педагога в игровом взаимодействии с воспитанниками меняется:
В начале мы старались занять позицию «со-игрока», создавали разнообразные ситуации, требующие от ребенка проявления самостоятельности, выдумки. (Пример)
Затем занимали позицию помощника, находимся рядом с детьми, помогаем им в случае затруднения, направляем их действия (предлагаем включить предметы-заместители, подсказываем, как создать игровую обстановку с помощью имеющихся ширм, мягких модулей и др., задаем наводящие вопросы, помогающие развить сюжет игры и др.).
В том случае, когда у детей появляется самостоятельная творческая игра, мы занимаем позицию наблюдателя, т. е. наблюдаем за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей с целью выявления достижений, обращаем внимание на соотношение предметных, изобразительных и речевых действий, проявление творчества в использовании игрового пространства, в создании игрового образа. Нас очень радует, когда дети самостоятельно обращаются к нам за советом, приглашают принять участие в игре, охотно реагируют на новые игровые задачи.
Слайд 11 (методы и приемы развития игрового общения)
В отображении общения людей, сказочных персонажей мы обращали особое внимание на освоение выразительных жестов, мимики, движений как способов общения. Для этого организовывали образно-ролевые игры, различную театрализованную деятельность. В развитии речевого диалога нам помогают такие игры как «Разговор по телефону», «Чудесный телевизор», в котором оживают и разговаривают различные игрушки, животные, а также ежедневные ситуации общения.
Слайд 12 (работа с родителями)
Для реализации поставленных задач в развитии и обогащении игровой деятельности детей мы стремились сделать своими активными помощниками родителей наших воспитанников.
Как уже говорилось выше, для развития игры очень важно, чтобы жизнь детей была наполнена яркими событиями, новыми впечатлениями. У воспитателя не всегда есть возможность организовать экскурсии за пределы детского сада, что является сдерживающим фактором в обогащении социального опыта детей. Родители могут стать хорошими союзниками в данном вопросе. Кроме того, семья является основным фактором развития игровых интересов ребенка дошкольного возраста. Ребенок вносит в игру все, что «впитывает» в семье.
В ходе работы я пришла к выводу, что, не все родители понимают важность такого сотрудничества, ссылаясь на свою занятость. Другой не менее важной проблемой оказалось недостаточное знание родителей о способах организации и проведения различных игр в семье.
Слайд 13 (формы работы с родителями)
Учитывая тот факт, что без поддержки родителей ни одна образовательная или воспитательная задача не может быть полностью реализована, мы постарались вовлечь их в образовательный процесс. Был составлен план работы с родителями, в котором и предусматривались различные формы взаимодействия, которые вы их видите на экране.
Было организовано нетрадиционное родительское собрание на тему «Игра – дело серьезное» (открыть гиперссылку, на котором использовались такие формы работы, как просмотр видеофрагментов детских игр и последующее их обсуждение, решение педагогических задач, знакомство с опытом семейного воспитания по созданию игрового пространства для ребенка в семье.
Кроме того, были подготовлены рекомендации для родителей, советы о том, как они могут играть с ребенком, не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже с папой и т. д.
На сегодняшний день можно отметить, что родители стали более внимательно относиться к игровой деятельности детей, понимают значимость игры. Многие из них с удовольствием принимают участие в создании предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада, в организации и проведении экскурсий, походов с детьми в цирк, в театр, что позволяет наполнить жизнь наших малышей новыми яркими впечатлениями, что в конечном итоге способствует обогащению сюжетов детских игр.
Слайд 14 (результаты работы)
Я работаю со своими воспитанниками только второй год, и о каких-то глобальных результатах в плане развития игровой деятельности детей пока говорить рано. Однако результаты наблюдения за детьми в конце учебного года показали следующее:
- Дети активно взаимодействуют в игре, охотно откликаются на предложение педагога совместно разыграть истории с игрушками, со сказочными персонажами. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители, свободно ориентируются в пространстве группы, могут самостоятельно организовать игровое пространство. Взаимоотношения между участниками игры выстраиваются на основе взаимных интересов, носят доброжелательный характер. Конфликтные ситуации в игре возникают редко. Сейчас у меня средняя группа, моим воспитанникам 4-5 лет, а это период расцвета сюжетно-ролевой игры. И я надеюсь, что этот год принесет нам новые открытия и победы.
Слайд 15 (литература)
В ходе своей работы я использовала следующую методическую литературу, которая представлена на экране. Спасибо за внимание!