Татьяна Жижкун
Организация музея «Застывшие страницы истории» как дополнительного образовательного ресурса
▼ Скачать
Дошкольный возраст - сложный период жизни. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте. Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди, готовые прийти на помощь. И тут на помощь педагогам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Но, чтобы воспользоваться ее помощью, необходимо следовать неким правилам и постулатам.
Публикация «Организация музея „Застывшие страницы истории“ как дополнительного образовательного ресурса» размещена в разделах
Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводится воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Рабочая программа воспитания структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детского сада «Огонек» реализуется в рамках основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию воспитательной работы. В основе процесса воспитания детей лежат конституционные и национальные ценности российского общества, которые нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Огонек». Программа воспитания учитывает условия, существующие в детском саду, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Для реализации дополнительной воспитывающей среды в нашем детском саду была проведена огромная работа совместно с педагогами начальной школы с. Красноармейское по созданию историко-краеведческого музея «Застывшие страницы истории». Плотно работая общим педагогическим сообществом, реализуя преемственность ступеней дошкольного образования и начальной школы, сформировали цель работы музея и основные формы работы в музее. Приказ о создании музея издан 28.11.2022 г., но открытие музея было приурочено к празднику 23 февраля 2023 г. Помещение музея находится на первом этаже двухэтажного здания СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Огонек", имеет отдельный вход. Музей состоит из двух помещений для экспозиций, гардеробной, а так же имеются подсобные помещения для хранилища экспонатов.
Всего в нашем музее 330 экспонатов, основной фонд состоит из 210 экспонатов. Материалы основного фонда представлены: вещественными памятниками (форма военнослужащих, предметы крестьянской утвари – утюги, ухваты, прялки, горшки и др.); изобразительными материалами (картины, черно-белые фотографии и др.); письменными источниками (карты, удостоверения); документами (комсомольские билеты, военные билеты, грамоты, удостоверения, наградной материал). В музее всего пять экспозиций, их название вы видите на слайде.
Экспозиция «Великая Отечественная война 1941-1945г.
Актуальность экспозиции заключается в том, что годы Великой Отечественной войны всё дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на неё. Свойство наших дней-открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимость формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувство гордости за свою малую родину, за своих земляков. Экспозиция включает в себя блиндаж, наградной материал земляков макет Ржевского мемориала Советскому солдату, подлинники писем с фронта, фотографии военных лет
Актуальность экспозиции «Мужество и слава молодых», посвященная участникам локальных войн заключается в том, что не все знают о военных событиях, произошедших в Афганистане и Чечне, еще мало написано о них в наших учебниках. Советские солдаты сражались на Афганской и Чеченской войнах не только за безопасность своего Отечества, но и защищая весь мир. Они заслужили, чтобы мы помнили их подвиг, который они с честью и достоинством выполнили перед Родиной. Наша экспозиция способствует тому, чтобы жизнь и подвиг земляков-участников Афганской и Чеченской войн были в памяти у сегодняшнего поколения.
Актуальность экспозиции «Русская изба» заключается в том, что сейчас нам все больше хочется узнать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и пили. Данная экспозиция расскажет об эволюции быта населения России, о том, как украшали свое жилье хозяйки, какие материальные удобства стали появляться.
Экспозиция «Быт русского народа (довоенное время)» расскажет об эволюции быта населения России, о том как украшали свое жилье хозяйки, какие материальные удобства стали появляться в это время. Например, мы можем увидеть как укладывали вещи в сундук, исполняя определенный ритуал. Колыбель и кровать продемонстрируют красоту и удобство, практичность и продуманность каждого атрибута. В нашей экспозиции вы увидите празднично заправленную кровать, покрытую искусно сделанным лоскутным одеялом. Все простыни и наволочки умело, изготовлены на дому. Рядом с кроватью висит люлька, которая редко пустовала. Свешивающийся с постели край простыни украшен подзором. Количество расшитых подушек говорит о благосостоянии данной семьи. Представлены фотографии, портрет Сталина И. В., отрывной календарь (1941 г.).
Экспозиция «Современный быт СССР» пополняется новыми предметами, новой информацией, каждый раздел музея по-своему неповторим. В нашем музее много интересного и познавательного, встреча с историей и возрождение традиций многонациональной культуры родной страны - вот что должно остаться в душе и памяти каждого посетителя. В этой экспозиции представлены: швейная машинка «Подольск» (1957 г., радиоприемник «Пунане-Рэт» (1960 г., пишущая машинка «Любава» (1983 г., Бритва электрическая «Харьков» (1956 г., венская мебель, сборники трудов Ленина В. И. и другие ценные экспонаты. В этой части экспозиции, посетители смогут увидеть и послушать пластинки или попробовать напечатать текст. Представленная коллекция фарфоровых и глиняных статуэток, хрустальной посуды - это показатель эволюции вещей.
Сплоченная работа всех педагогов начальной школы и детского сада дали следующий результат:
1. наш музей «Застывшие страницы истории» получил звание областного школьного музея,
2. мы получили сертификат о регистрации на Портале школьных музеев РФ.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой радость в получении ожидаемого результата. У нас началась активная работа по проведению экскурсий.
Музейный педагог должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.