Приложение МААМ

Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе

Осипова Екатерина
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемное обучение считается актуальной и заключается в том, что наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.

в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на, стимулирование познавательных процессов и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует преодолению познавательных трудностей, развитию творческих способностей.

Публикация «Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе» размещена в разделах

Проблемное обучение в настоящее время не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. Идею проблемного обучения развивали : Руссо, Каменский, Ушинский, Песталоцци. Проблемного обучения нашли своё отражение в трудах следующих учёных Занкова, Махмутова, Кудрявцева, Матюшкина, Данилова, Лернера.

В соответствии с названной темой мы определим ее научный аппарат.

Объект исследования: проблемное обучение.

Предмет исследования: способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Цель исследования: выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Гипотеза: использование метода проблемного обучения в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника.

задачи:

1) Определить эффективные способы реализации проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;

2) Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке;

3) Проанализировать технологию проблемного обучения;

4) Проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике.

Методы исследования: определялись в соответствии с целью и задачами работы: организация целенаправленной опытно-поисковой работы, анализ психолого-педагогической литературы, включающей в себя: анкетирование, наблюдение, изучение и анализ деятельности учащихся.

В учебной литературе встречается много определений данного термина. Так Г. К. Селевко считает, что проблемное обучение - «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей» Махмутов М. И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения формирование диалектико-материалистического мышления. одной из важнейших особенностей проблемного образования является развитие здравого скептицизма учащихся.

в проблемном образовании основной акцент делается не столько на усвоение учащимися знаний, сколько на развитие их интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);

- формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей

развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

Второй основной функцией проблемного обучения является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.

Проблемная задача выступает простейшим, частным случаем проблемы, состоит всего лишь из одной задачи. Она представляет собой учебно-познавательную задачу, вызывающую стремление к самостоятельному поиску путей, способов и средств рационального ее решения.

Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям:

1) по области научных знаний (русскому языку, математике);

2) по направленности (новых знаний, способов действия)

3) по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней)

4) по типу и характеру (между житейскими представлениями и научными знаниями)

Различается четыре основных типа проблемных ситуаций :

1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу)

2) ситуация новых условий

3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (ученику выбрать из нескольких способов решения самый рациональный);

4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить,

Педагогическая технология - технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;

Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

структуру:

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, восприятие ее проявления,

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: - начало активного поиска ответа на него,

III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. гипотезы,

IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

три уровня

1- технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов.

2-отличается тем, что способность учащихся самостоятельно формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата.

3-учитель даже не указывает на проблему : учащийся должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Публикации по теме:

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Реализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группеРеализация здоровьесберегающей технологии по ФГОС ДО «Дорожка здоровья» в младшей группе Для реализации здоровьесберегательной технологии в соответствии с ФГОС ДО в младшей группе смастерила дорожку здоровья. Для ее изготовления.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида. Адресная направленность:.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Конспект урока технологии в начальной школе «Блокнот для записей» Тема урока: Блокнот для записей Тип и вид урока: урок открытия новых знаний Цели урока: изготовить блокнот для записей с помощью картона.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе
Опубликовано: 18 марта 2021 в 21:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД