Осипова Екатерина
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное обучение считается актуальной и заключается в том, что наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания.
в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на, стимулирование познавательных процессов и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует преодолению познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Публикация «Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе» размещена в разделах
Проблемное обучение в настоящее время не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. Идею проблемного обучения развивали : Руссо, Каменский, Ушинский, Песталоцци. Проблемного обучения нашли своё отражение в трудах следующих учёных Занкова, Махмутова, Кудрявцева, Матюшкина, Данилова, Лернера.
В соответствии с названной темой мы определим ее научный аппарат.
Объект исследования: проблемное обучение.
Предмет исследования: способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Цель исследования: выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Гипотеза: использование метода проблемного обучения в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника.
задачи:
1) Определить эффективные способы реализации проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;
2) Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке;
3) Проанализировать технологию проблемного обучения;
4) Проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике.
Методы исследования: определялись в соответствии с целью и задачами работы: организация целенаправленной опытно-поисковой работы, анализ психолого-педагогической литературы, включающей в себя: анкетирование, наблюдение, изучение и анализ деятельности учащихся.
В учебной литературе встречается много определений данного термина. Так Г. К. Селевко считает, что проблемное обучение - «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей» Махмутов М. И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения формирование диалектико-материалистического мышления. одной из важнейших особенностей проблемного образования является развитие здравого скептицизма учащихся.
в проблемном образовании основной акцент делается не столько на усвоение учащимися знаний, сколько на развитие их интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
- формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей
развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
Второй основной функцией проблемного обучения является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
Проблемная задача выступает простейшим, частным случаем проблемы, состоит всего лишь из одной задачи. Она представляет собой учебно-познавательную задачу, вызывающую стремление к самостоятельному поиску путей, способов и средств рационального ее решения.
Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям:
1) по области научных знаний (русскому языку, математике);
2) по направленности (новых знаний, способов действия)
3) по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней)
4) по типу и характеру (между житейскими представлениями и научными знаниями)
Различается четыре основных типа проблемных ситуаций :
1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу)
2) ситуация новых условий
3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (ученику выбрать из нескольких способов решения самый рациональный);
4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить,
Педагогическая технология - технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
структуру:
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, восприятие ее проявления,
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: - начало активного поиска ответа на него,
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. гипотезы,
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
три уровня
1- технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов.
2-отличается тем, что способность учащихся самостоятельно формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата.
3-учитель даже не указывает на проблему : учащийся должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.