Светлана Ишмуратова
Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.
В соответствии с требованиями программы 60% отводится на реализацию основных образовательных областей, а 40% программы формируется участниками образовательного процесса. Большое значение для развития дошкольника имеет реализация парциальных программ, которые способны обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Публикация «Реализация системы дополнительного образования в ДОУ по познавательному направлению» размещена в разделах
Парциальные программы:– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности.
Цель введения парциальных программ - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
В нашем учреждении работают и функционируют 3 парциальные программы по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию и художественно-эстетическому развитию.
1. Парциальная программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно - правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
2. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека;
4. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 - 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаевой «Юный эколог».
В структуре программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5. «Жизнь растений и животных в сообществе».
6. «Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
1. Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
3. Постепенное познавательное продвижение детей.
4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
5. Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в экологической комнате и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
2. Парциальная программа авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации используется для дополнительного образования.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
• расширить представление о жанрах устного народного творчества;
• показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
• воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
• содействие атмосфере национального быта;
• широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
• учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
• знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно - воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Программа «Дошкольный фольклор» имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала - праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
3. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н. Н. Авдеевой разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Целью программы является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
• создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
• научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
• научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т. п. ;
• сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
• применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;
• отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.
Основные принципы работы:
Принцип полноты. Содержание программы реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип сезонности. По возможности используются местные условия.
Принцип интеграции. Данная программа реализуется как составная часть ООП. Прежде всего, это касается областей «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» и режимных моментов.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
Принцип преемственности ДОУ и семьи. Основные разделы программы являются достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Основные направления работы
• Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.
• Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Таким образом занимаясь работой по реализации дополнительных парциальных программ, можно отметить их социальную и практическую значимость; и главное, что в детском саду создана ситуация успеха образовательного учреждения в обществе, повысился имидж дошкольного учреждения.