Мария Мельниченко
Реализация регионального компонента образовательной программы посредством проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках реализации образовательной программы учреждения, в соответствии с ФГОС, содержание дошкольного образования должно включать реализацию регионального компонента. Одним из важнейших вопросов дошкольного образования является приобщение дошкольников к истории, культуре родного края; воспитания любви к малой Родине.
В каждом регионе, городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, которые формируют в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. Мы с вами живем в таком богатом крае, но так мало знаем о нем. Наш городок небольшой, но у него интересная история, и хочется, чтобы юные жители гордились нашим городом, своей Малой Родиной.
Публикация «Реализация регионального компонента образовательной программы посредством проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина. Однако, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от той атмосферы, которая царит дома. Наблюдения, индивидуальная работа с детьми, анкетирование родителей показали: дети имеют поверхностные знания о родном городе, природе, родном крае и о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания. Наша задача – помочь воспитанникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой, мы определяем для себя первостепенные задачи по изучению регионального компонента в ознакомлении детей с родным краем и направления работы, используем следующие формы и методы работы с детьми:
Экскурсии на природу, в музей, библиотеку,
Занятия познавательного цикла: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературы, составление рассказов,
Поисковая деятельность,
Виртуальные экскурсии, походы,
Игровая деятельность (игры-путешествия, подвижные игры, народные игры,
Создание предметно-развивающей среды.
Формы и методы работы с родителями:
Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию,
Проведение консультаций на темы краеведческого характера, например «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» и др. ,
Привлечение к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиций мини - музея,
Проведение туристических походов на природу, прогулок, экскурсий по городу,
Привлечение родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях,
Организация участия родителей в конкурсах рисунков, в совместных с детьми выставках творческих работ,
Организация фотовыставок, мини-музеев,
Создание совместных проектов.
Самым эффективным для решения задач по изучению регионального компонента является метод проектов. Региональный компонент содержания обучения, освоенный детьми в проекте, предоставляет возможность проявить творчество и индивидуальность. Проектная деятельность способствует развитию познавательной активности дошкольников, творческого воображения и мышления, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Совместное творчество не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает. Итогом работы проектов является презентация, создание выставки, мини-музея и т. д.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, выделила следующие тематические блоки:
- климато-географические особенности Алтайского края,
- города и достопримечательности,
- знаменитые земляки,
- защитники Отечества,
- растительный и животный мир,
- история и культура (традиции и легенды, - жизнь и быт наших предков, народные промыслы, обереги).
Работу с детьми реализую как во время занятийной, так и во время свободной деятельности. Во время занятий развиваю представление детей о родном городе, крае, знакомлю с народными приметами, предметами декоративно-прикладного искусства. Дети с родителями находят интересный материал и приносят для изучения в группе. Для меня главное - научить ребенка пользоваться источниками информации.
По тематическим блокам ведется трудоемкая работа с детьми и их родителями, разрабатываются различные виды проектов, в содержание проектов включаются разнообразные мероприятия с применением следующих форм и методов работы:
Организация экскурсий по городу. В ходе таких экскурсий знакомлю детей с достопримечательностями родного города. В нашем микрорайоне расположено много учреждений образования и культуры : детская городская библиотека, детская музыкальная школа, Рубцовский драматический театр, детско-юношеская спортивная школа № 1, спортивный комплекс «Юбилейный», городской краеведческий музей. Посетив их, дети вспоминают увиденное, обмениваются впечатлениями. С интересом ребята откликнулись на идею создать тематические альбомы о Рубцовске, фотовыставки (например, «Прогулка по городу Рубцовску», «Старый-новый Рубцовск») и выставку рисунков «Город, в котором мы живем».
Организация экскурсий на природу. Дети общаются с живой природой, видят ее красоту, рассматривают деревья, растения, собирают шишки, желуди, листья для гербария.
Организация виртуальных путешествий, походов по Алтайскому краю. Предложила ребятам отправиться в виртуальное путешествие по родному краю через медиа-экскурсию, для этого использовала интернет-ресурс «Легенды Алтая». Древние исторические памятники, которыми славится Алтай, не могли за много лет не обрасти мифами и легендами. Мы решили создать книгу «Легенды Алтайского края», в которую вошли легенды о деревьях, горах, реках, озерах и животных Алтайского края. Практически с каждым природным или историческим объектам региона связано то или иное древнее сказание. Ребятам было интересно узнать легенды старого города Бийска, побывать на горе Белухе, сплавляться по горным рекам Алтая.
Дети делились впечатлениями от увиденного, приносили семейные фотографии, где они вместе с родителями любят гулять, отдыхать, проводить свободное время, и мы оформили фотовыставки «Как я провел лето», «Зимние каникулы», «Алтая милые места».
Побывав в виртуальном путешествии по Алтайскому краю, отправляемся в настоящий поход. Такая игра-путешествие расширяет кругозор, дает возможность как бы приблизиться к живой природе, насладиться ее красотой, помогает воспитывать бережное отношение к природе.
Предметно-развивающая среда.
Вместе с детьми и родителями моделируем предметно-пространственную среду нашей группы, которая выступает помощником в познании окружающего мира. В соответствии с изучаемой темой размещаем в группе тематические и персональные выставки: «Птицы нашего края»,
«Старый-новый город Рубцовск», «Памятники города Рубцовска», «Города Алтайского края». Также используем в оформлении группы детский дизайн и многое другое. Собрала картотеки подвижных и народных игр русского народа, пословиц, потешек и загадок, опытов и экспериментов.
Реализация ряда совместных с родителями проектов привела к созданию альбомов «Родные просторы», «Город Барнаул – столица нашего края», мини-музеев «Природные зоны Алтайского края», «Музей камня», «Родные просторы». В перспективе создание мини-музея «Мой город Рубцовск».
Взаимодействие с родителями.
Сотрудничество родителей, детей и педагогов в работе над проектами не только помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию и развитию дошкольников, но и способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, обогащению социального опыта. Мы вместе с детьми и их родителями:
- организовали выставки рисунков, фотографий с целью привлечь внимание к защитникам Отечества, воспеть победу дедов и прадедов, воспитать гордость за свою страну («Мой папа служил в Армии», «Платон Усов – герой Вов»);
- нашли информацию и оформили информационный уголок для детей: «Космонавты», «О подвигах наших предков», «Знаменитые люди нашего края»;
- создали макеты природных зон Алтая, озер и гор Алтайского края,
- реализовали следующие проекты : «Родной свой край люби и знай», «Озера Алтайского края», «Птицы нашего края», «Зацвели ромашки – наступило лето», «Легенды о деревьях», «Цветы Алтайского края», «Лучший эко-огород», «Наш участок», «Береза – символ России», «Как жили люди в старину», «Русская изба», «Детям о войне», «Собаки в годы Великой Отечественной войны», «Мой прадедушка-герой Великой Отечественной войны».
Однажды, подбирая для детей информацию о подвигах людей в годы ВОв, я наткнулась на страничку официального сайта движения «Бессмертный полк». Страничка посвящена ветерану Вов и ведет ее внучка ветерана, наша родительница. Меня порадовал тот факт, что есть люди, которые не забывают свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, хранят память о них не только в виде нескольких фотографий, а целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний, чтобы потом передать своим детям и внукам. Предложила родителям собрать и принести в группу материал о членах семьи, участвовавших в Вов. Большинство родителей воспитанников не смогли представить информацию о членах семьи, участниках Великой Отечественной войны, их подвигах, наградах по разным причинам: утратили документы, сожалели о том, что не у кого уже спросить об участии родных в Великой Отечественной войне, а сами ветераны не любили вспоминать то время – рассказывали мало. Были и те из нас, кто нашел информацию о воинских заслугах и наградах родных на сайте https://podvignaroda.mil.ru. Радости не было конца! Вы можете воспользоваться ссылкой на сайт в своей работе по патриотическому воспитанию.
Взаимодействие с учреждениями культуры микрорайона (городской краеведческий музей и Детская городская библиотека №2).
Работая над проектами, мы активно сотрудничаем с городским краеведческим музеем. Дети, побывав в музее, заинтересовались выставкой «Жизнь и быт людей в старину». И у нас родилась идея создать проект «Как жили люди на Руси». Результатом проекта стало создание мини-музея «Русская старина». Экспонаты нашего мини-музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, убранство жилища, различные ремёсла, утварь, обряды и обычаи, праздники и развлечения.
Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
В нашем музее можно не только посмотреть, но и подержать в руках предметы национального быта. Рассмотреть содержимое старинного сундука. Примерить наряды русских красавиц.
Основной задачей было не только создание музея, музейной атмосферы, но и возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа. Важно и то, что каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.
Побывав на презентации мини-музея, дети задали вопрос «Жили ли в избе домовые?», кто-то из детей предположил, что жили, ведь домовые были защитниками жилища. Я рассказала ребятам о том, что по старинным легендам и сказаниям древних славян в каждом доме был невидимый, но очень могучий хозяин – домовой. Родители смастерили и принесли в группу куклу домового. Она украсила наш мини-музей.
Помимо домового были и другие защитники, хранители дома и семьи - куколки-обереги. Ребятам стало интересно, какие куколки существовали и для чего они нужны. Дети вместе с родителями находили информацию, рассматривали иллюстрации. Узнали, что куколки были символами обряда и хранительницами домашнего очага, их часто дарили в качестве подарков. Еще узнали, что у кукол не изображали лица. Считалось, что имея лицо, кукла будет обладать душой, и через глаза, которые являются зеркалом души, в оберег мог проникнуть злой дух. Мы решили попробовать вместе с мамами сделать кукол своими руками и оформили в группе выставку «Куклы-обереги».
Совместно с родителями мы разработали проект «Куклы-обереги».
Сейчас мы завершаем работу над этим проектом, и у нас уже родилась новая идея, которую подсказали дети – создать в группе мини-музей «Красавица-Матрешка». Идея появилась, когда ребята приносили в группу различные обереги для выставки, и кто-то принес матрешку. Ребята задали вопрос: «А откуда появилась матрешка?». Так родилась идея узнать историю появления матрешки, сколько разновидностей матрешек бывает, какое значение она имела для наших предков. Создали в группе выставку матрешек, рассмотрели их, сравнили и решили создать мини-музей матрешек, сделанных своими руками. Над ним мы сейчас и работаем.