Евгения Котолуп
Реализация проекта «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта - дошкольный возраст – самоценный этап в развитии личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно - экологических позиций личности.
Публикация «Реализация проекта „Друзья природы“» размещена в разделах
Мусор-проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники БМАДОУ№7 не исключение.
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города. Гуляя на площадке, дети наблюдали, как машина загружает из контейнеров детского сада мусор, у них возникло много вопросов: «А куда его увозят?», «Что с ним делают дальше?», «А что же случиться с нашей планетой, если мусора скопиться очень много?», «А это опасно для здоровья, жить рядом с мусорной свалкой?»
Бесконечные вопросы привели к идее создании проекта «Друзья природы».
Бытовые отходы – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Но так ли часто задумываемся, а куда девается наш мусор. А ведь эта проблема уже со своей серьезностью стала перед мировым сообществом.
Прежде чем преступить к осуществлению проекта «Друзья природы», была поставлена цель: формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру; создание необходимых условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.
Исходя из поставленной цели, были намечены следующие задачи:
- вызвать интерес, желание быть прямыми участниками проекта «Друзья природы»;
- Способствовать расширению и закреплению знаний об охране природы родного края;
- Формировать навыки поисково-познавательной деятельности;
- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Изучая проблему в ходе образовательной деятельности на тему «Виды мусора», «Про город и про мусор», дети узнали, что мусор-это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов: бытовыми, строительными, промышленными. Чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры экскурсии помогли детям осознать серьезность проблемы мусора и необходимость соблюдения культуры и правил поведения на природе. В рамках образовательной деятельности дети выяснили, откуда берется мусор и куда он девается. Так, было решено в проследить путь его движения. Воспитанники вместе с родителями выбросили мусор в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит мусор на специальную свалу (полигон). Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор, где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах и полях.
С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» дети решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда. Летом вместе с детьми старшей группы на территории БМАДОУ закопали бытовой мусор (бумагу, пищевые отходы скорлупу, батарейку, пластик, металлическую банку) и поставили таблички. Весной, откопав мусор, дети выяснили - пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковый конструктор батарейка, пакет - остались лежать в земле в том же состоянии. В результате эксперимента дети сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Полученные после проведения эксперимента результаты между тем не дали ответа на очередной вопрос «Если никто не будет сорить - это очень хорошо, но мусор все равно надо куда-то девать?» Поиск собственных вариантов решения проблемы стал основой практической части проекта. Перед детьми был поставлен вопрос «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?»В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» дети узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.
Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его переработки. Дети вместе с родителями сортировали мусор и выбрасывали его в самостоятельно сконструированные коробки. Родители нашли адреса соответствующих пунктов приема мусора в городе и стали сдавать туда макулатуру, стекло, пластик и другие опасные отходы. Были проведены акции по сбору макулатуры и сбору батареек.
Второй вариант решения проблемы было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами, игрушками, бережно относиться к игрушкам и книгам. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей.
Следующий вариант решения проблемы мы назвали «Покупай с умом». Можно идя в магазин, брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Игра «Что покупаем и как». Дети разделились на 2 команды, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой команды взяли с собой тару для покупок: коробки, пакеты, тару, а участники второй команды все продукты покупали в одноразовой упаковке, по возвращению домой участники второй команды распаковали продукты и выбросили упаковочные материалы. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой команды.
И самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться – выбросить. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки, предметы для интерьера. Мы с детьми открыли творческую мастерскую «Чудесные превращения».
Из большого количества сделанных поделок – персонажей дети предложили создать мультфильм. Фантазировали и придумали, что их персонажи могли делать в мультфильме и в конце готовили декорации к придуманному. Много положительных эмоций вызвало изготовление персонажей, ребята с удовольствием обыгрывали свои поделки. Далее мы все вместе работали над созданием нашего мультфильма, это съемка и озвучивание.
Еще один важный момент воспитания экологической культуры – это участие родителей, детей дошкольного возраста в совместных природоохранных акциях : «Птичья столовая» - изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время. Так же дети с помощью родителей изготовили различные поделки: кукол «Би-ба-бо», коврик, шумовые инструменты и др.
Подводя итог, можно отметить следующее: проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон нужно сдавать в пункты приема макулатуры, батарейки - в специальные пункты приема. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.
Дети провели опрос у специалистов детского сада и узнали, что можно сделать для них из бросового материала? Для музыкального работника были сделаны шумовые инструменты, а логопеду трубочки для упражнений.
Участвуя в проекте, ребята вместе с родителями не только познавали азы экологического создания, но и помогали обогатить предметно – развивающую среду группы. Поделки созданные всей семьей, заняли почетные места в оформлении группы.
С этим проектом мы участвовали в муниципальном конкурсе «GreenTeam» и заняли призовое второе место.
Результатами проектной деятельности дошкольники поделились с другими воспитанниками ДОУ и показали получившийся мультфильм. Показ мультфильма вызвал большой эмоциональный отклик у всех ребят. Были оформлены памятки для детей и взрослых «Мусор-это очень важно».
Был сделан общий вывод «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»