Руслана Кириенко
Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация принципа интеграции в формировании познавательных интересов детей.
«Предмет будет усвоен, если ему будет положено
прочное основание, если это основание будет заложено
глубоко, если все, допускающее различие, будет
различно самым точным образом, а все имеющее
взаимную связь, постоянно будет соединяться»
Я. А. Каменский
. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
Познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и т. д.)
Темочки:
Информация (опыт и достижения)
Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира)
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее его творческая, исследовательская деятельность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой неживой природы. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего мира.
Что же такое познавательный интерес? Это избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, приносящая удовольствие.
Работая с детьми, выявила следующие этапы развития познавательного интереса :
Постановка проблемы.
Определение источников получения информации
Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми
Систематизация и обобщение полученного опыта
Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности
В работе над развитием познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
Создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе
Обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку.
Стимулирование включения ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую)
Включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые)
Развитие познавательного интереса у дошкольника возможно при наличии в группе доступной, разнообразной, мобильной развивающей среды.
При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействуют на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
Сильнейшим побудителем развития познавательных интересов является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе: дидактические игрушки, путешествия, головоломки, соревнования, «Хоровод загадок».
Стараюсь поддержать у воспитанников интерес посредством художественного слова (стихи, загадки, пословицы, выражений – «следите за моей мыслью», «продолжи мою мысль», «завяжите узелок на память».
Значительное место в развитии познавательных интересов занимает познавательно - исследовательская деятельность. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: прием пищи, занятия, игра, прогулка, умывание. В своей работе стремлюсь создавать специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. В группе был создан уголок экспериментирования, где дети могут познакомиться со свойствами магнита, увеличительного стекла, с понятием мерки, вес, объем, познакомиться со свойствами разных предметов как зрительно, так и тактильно.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от маленьких и больших открытий. Самое чудесное то, что эту деятельность мы можем интегрировать в любую образовательную область, в режимные моменты.
Так же хорошо позволяет поддержать познавательный интерес поисковая деятельность, постановка проблемы. Весьма эффективная форма, которую использую в работе – это игровые проблемно – практические ситуации, когда создаются игровые условия, «препятствия», которые побуждают воспитанников применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретая нестандартные разно – вариативные подходы. В связи с этим у детей всегда в свободном пользовании занимательные игровые материалы и пособия, такие как: «Сложи узор», головоломки, д\и «Часть и целое», счетные палочки, домино, «Колумбово яйцо», и т. д.
Конечно же не стоит забывать о сюжетно-ролевой игре. Здесь отображаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий.
Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет её.
Хорошей формой развития познавательных интересов является экскурсия. Она дает возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязь его объектов и явлений.
Мы знакомим детей с устройством детского сада, его помещениями и их назначением, профессиями. Также наши дети знакомятся с библиотекой, памятниками Великой Отечественной Войны, с дорожными знаками. Чаще эта форма используется в социально-коммуникативной области. Но так же можно использовать, например, при знакомстве с художественной литературой - посещение уголка другой группы.
Продуктивная деятельность - это не только получение определенного продукта. В этой деятельности дети познают форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов. В эту деятельность мы активно интегрируем экспериментирование и поисковую деятельность. Например: смешивание красок, какой кистью лучше рисовать, как сделать из квадрата пароход, можно ли рисовать с помощью ватных дисков, как сделать белочку и т. д.
Знакомство с произведениями искусства конечно, главным образом, решает художественно – эстетического развития детей, но при этом позволяет уточнить целостную картину мира, знакомить со свойствами предметов, явлений, веществ. Например: «Вхождение в пространство картины» М. В. Мацкевич позволяет познакомить не только с картиной, но и использовать поисковую деятельность (как войти в картину, уточнить знания о свойствах предметов (на ощупь определить, что дерево шершавое, о явлениях природы (снег тает, включить исследовательскую деятельность (опыт - «Почему нельзя есть снег, закрепить знания о правилах безопасности.
Чтение художественной литературы не только доставляет эмоциональное удовольствие, но и обогащает представления детей об окружающем мире.
Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или диковинных животных природы, энциклопедии и занимательные книги по любой отрасли человеческого знания.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. С этой целью художественное слово использую в течение всего времени пребывания в детском саду.
Не стоит забывать о двигательной деятельности детей. Здесь я использую разнообразные формы организации двигательной деятельности:
Утренняя гимнастика
Подвижные игры
Физкультурные развлечения
Физ. минутки
Двигательная активность способствует активизации знаний о себе, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь, способствует ориентировке в пространстве и на собственном теле. Так же закрепляет знания о предметах, спортивном инвентаре, видах спорта, о безопасности жизни, здоровом образе жизни.
В подвижных играх дети не только выполняют различные роли, но и уточняют знания о явлениях природы, о средствах передвижения. В процессе игры создаются возможности для развития речи, упражнения в счете.
Не менее важным является знакомство с природой, где воспитание познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Здесь уточняем и обобщаем знания о явлениях живой и неживой природы, их свойствах, цикличности. Так же формируем знания о безопасном поведении в природе, о профессиях (агроном, лесник, ветеринар, садовник и т. д.)
Эффективным методом является проектная деятельность – где могут взаимодействовать все образовательные области, разнообразные формы и методы развития познавательных интересов. Этот метод позволяет уточнить, обобщить знания детей об окружающем мире, сформировать умение применять имеющийся опыт в практической деятельности. Так же этот метод позволяет активно включить в деятельность родителей. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты её значимы как для детей, так и для взрослых. Наши проекты: «Мурманск – столица Заполярья», «Рыбацкая династия», «Мой любимый дворик», «Что в имени твоем» и др.
Таким образом, для того, что бы развитие познавательных интересов протекало увлекательно, живо, что бы полученные знания усваивались, что бы всегда присутствовала новизна – необходимо использовать принцип интеграции. Этот принцип позволяет объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов.
Данный принцип позволяет рассмотреть конкретный предмет с нескольких сторон, в разных его аспектах, позволяет переключаться на разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные методы и формы развития познавательных интересов, что повышает усвоение материала детьми, снимает утомляемость и перенапряжение.