Вера Александровна Полякова
Реализация образовательного проекта «Театр» с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация образовательного проекта «Театр» с дошкольниками
В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей. В то время, как именно игра является существенным компонентом развития личности ребенка и важным механизмом социализации. С целью ознакомления воспитателей с вариантами организации сюжетно - ролевых игр представлен проект "Театр" для детей старшего дошкольного возраста. Даны подробные этапы работы по реализации проекта.
Публикация «Реализация образовательного проекта „Театр“ с дошкольниками» размещена в разделах
Целью данного проекта является создание условий для развития познавательной и творческой активности дошкольников, расширение их представлений о театре, профессиях в этой сфере, а также – воспитание культуры поведения в общественных местах.
Проект включал следующие этапы:
Подготовительный этап: планирование работы педагогами совместно с родителями; беседы с детьми, опрос родителей.
Содержательно - деятельностный этап:
-ознакомление с деятельностью театра как с местом культурного просвещения и местом для развития творческих способностей: экскурсия в «театр», встреча и беседа с актерами и работниками театра; инсценировка интересных детям постановок по сказкам.
- ознакомление с этапами постановки спектаклей;
- обсуждение профессий, связанных с театром : актер, режиссер, билетер, контролер, гардеробщик и др.
- ознакомление с правилами поведения в общественных местах;
- создание условий для разворачивания самостоятельных сюжетно-ролевых игр в «Театр» : подбор и изготовление атрибутов для игры, создание игровых образовательных ситуаций, например, «День театра», «Карнавал», мастер – классы по развитию актерских навыков и др.
Результативный этап: Обыгрывание образовательной ситуации "Открытие «Театр» для ВСЕХ".
Работа на первом этапе была направлена на разработку плана взаимодействия с родителями: нужно было выяснить, посещали ли родители с детьми «Театр», если да, то какой. Все дети очень любят сказки и именно поэтому с мотивацией в организации данного игрового проекта не возникло трудностей. Важно только было определить круг познавательных и творческих задач, которые можно было реализовать в данном образовательном мероприятии с учетом временных рамок.
После согласования плана работы педагоги приступили к реализации второго этапа проекта – созданию условий для познавательно-творческой ролевой игры детей в «Театр». Самым сложным для воспитателей было вызвать у детей самостоятельную активность, чтобы они сами реализовывали свой опыт в игре, а взрослые не навязывали свои идеи и были просто партнерами.
После посещения театра дети самостоятельно собирались и обсуждали впечатления, вели альбом, в котором собирали фотографии со спектаклей.
Важным для воспитания культуры поведения у детей является ознакомление с правилами поведения в общественных местах, поэтому услышать эти правила от сотрудников театра было намного эффективнее, чем от воспитателей или родителей.
Именно поэтому, родители договорились с сотрудниками гардероба объяснить детям правила посещения театра в форме экскурсии.
В дальнейшем при разворачивании самостоятельной игры театр дети сами выбирали для себя роли актеров, гардеробщика, контролера, а также – зрителей. Впечатление от экскурсии выразились в том, что они уже самостоятельно сформулировали правила поведения в театре, нарисовали их на листе бумаги и поместили рамочку, чтобы повесить на стене.
Таким образом, Второй этап проекта был связан с организацией образовательных ситуаций, знакомящих детей с работой сотрудников театра : актер, гардеробщик, контролер и др.
Воспитатель в группе обыгрывал с детьми действия каждого сотрудника театра отдельно. Каждый сотрудник выполнял определенные обязанности и следил за наличием необходимых материалов для осуществления деятельности. Особое внимание уделялось умению детей вести диалоги, решать проблемные ситуации в ходе игры.
Третий этап был направлен на презентацию знаний и умений, полученных на втором этапе в процессе организации сюжетно - ролевой игры "Театр" совместно с родителями и детьми других групп. Детям необходимо было расставить атрибуты для игры и самостоятельно подготовить рабочее место. Для развития сюжета детям предложили показать, как в театре организовать мастер класс по развитию актерских навыков. Для этого на сцене театра дети учатся быть настоящими актерами и проигрывают различные эмоции, учатся проживать разнообразные чувства. Ведущим такого мастер класса может быть, как педагог, так и кто-то из родителей. Но главное – это разворачивание игры по инициативе детей, поддержка их самостоятельности, творческой активности.
Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует, по мнению О. В. Солнцевой, гибкой тактики руководства игрой, где позиция педагога постепенно меняется: педагог - партнер педагог - помощник педагог - наблюдатель.
В итоге организации третьего этапа проекта все участники - родители, дети и педагоги - получили массу положительных эмоций и каждый приобрел свой личный социальный опыт.
В заключении, хотим отметить, что реализация проекта «Театр» тесно связана с реализацией проекта «Кафе – мороженое». Играя в театр, дети самостоятельно смогут организовать пространство для кафе и в антракте с удовольствием его посетят. В нашем детском саду мы реализуем такие проекты по развитию сюжетно – ролевых игр. Ценным и значимым считаем мобильность накопленного игрового материала. Мы с коллегами с удовольствием делимся интересными идеями и игровыми атрибутами.