Наталья Иваненко
Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация инновационного проекта
МДОУ ДСКВ№12 ст. Должанская «Экологическая тропа»
Автор: Иваненко Наталья Сергеевна
Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Публикация «Реализация инновационного проекта „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.
Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя
Детский сад функционирует с 1968г года.
Детский сад посещает150 воспитанника в возрасте от 2 до 7 лет.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:
• отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;
• «Зеленая аптека»;
• огород;
• «Золотой луг»;
• муравейник;
• ягодник;
• цветник;
• альпийская горка;
• птичий столбик.
Перспективный план по маршруту экологической тропы
Таблица 1
Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Деревья и кусты»
-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение - береза;
- рябина;
- ель;
- сосна;
- черемуха (красная, черная);
- осина;
- клен;
-сирень (белая, сиреневая);
- акация желтая;
- черная и красная смородина;
-черноплодная рябина;
- шиповник.
«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- воспитывать чувство прекрасного. - мать-и-мачеха;
- одуванчики.
«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;
-вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки;
-семена, рассада, плоды овощных культур.
«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.
-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. - многолетние и однолетние
цветущие растения
«Муравейник» -углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
-воспитывать бережное отношение к муравьям. -муравейник (участок группы)
«Альпийская горка»
-формировать представления
об «альпийской горке»,
как разновидности цветника;
-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»
(сочетание объектов живой и
неживой природы). -«Альпийская горка»
(цветущие и вьющиеся
растения, камни разных
размеров)
«Ягодник» -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. - земляника;
- малина;
- вишня;
-черноплодная рябина;
- красная и чёрная смородина.
«Зеленая
аптека» - расширить и закрепить знания
детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. - деревья, кусты;
- цветущие растения и травы.
«Птичий столб» - развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать
бережное отношение к ним. птичий столб с кормушкой
Путешествие
по
экологической тропе (итоговое) - обобщить знания по
проекту «Экологическая тропа» все объекты экологической
тропы