Cветлана Фомина
Реализация цифровых образовательных проектов при взаимодействиии с семьями обучающихся ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Цифровые устройства стали неотъемлемой частью жизни современной семьи и дошкольников. Более того, в связи с пандемией COVID-19 дети оказались в ситуации еще большей вовлеченности в цифровую реальность. Неоспоримым является тот факт, что условия, в которых развивается современный дошкольник, стремительно меняются по причине лавинообразного развития информационных и коммуникационных технологий. По результатам исследования, направленного на изучение отношения родителей к цифровизации образования было выявлено, что у 37% наших воспитанников есть личное цифровое устройство (смартфон, планшет и др.) и возможность проводить с ним от одного до трех часов в день. В этих условиях дошкольник не может оставаться один в новом цифровом пространстве. Рядом должен быть взрослый, который в ситуации цифровой трансформации формирует информационную грамотность и прививает навыки цифровой безопасности.
Публикация «Реализация цифровых образовательных проектов при взаимодействиии с семьями обучающихся ДОО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Согласно статье 44 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителями в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития интеллектуальных способностей и необходимости коррекции нарушений их развития [5].
Таким образом, задача педагогов дошкольного образования не только создать и грамотно использовать цифровую среду в учреждении, но и вовлечь родителей в сопровождение ребенка в цифровом мире.
Изучив современные исследования в области цифровизации дошкольного образования, очевидной стала недостаточная изученность проблемы цифрового взаимодействия с семьями обучающихся в ДОО. Основные исследования в области дошкольного детства и цифровизации образования сводятся к изучению влияния цифровых устройств на развитие личности дошкольника.
Проведенный обзор исследований (Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, А. В. Чурсина, А. Н. Веракса, 2021г, посвященный изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников показал, что использование цифровых устройств может как навредить развитию интеллектуальных навыков, так и улучшить их, а влияние контента зависит от того, соответствует ли он возрасту и образовательным целям [1].
Другие исследования (Горвиц Ю. M., Чайнова Л. Д., Поддьяков H. H, Зворыгина E. В. и др.) направлены на изучение использования цифровых инструментов для повышения информирования родителей. Это сайт учреждения, социальные сети, мессенджеры и др. Родители получают возможность дистанционного психолого-педагогического сопровождения в виде онлайн-консультаций специалистов, групповых встреч и вебинаров с педагогами [3].
Вместе с тем, широко изучена высокая результативность проектной деятельности в организации дошкольного образования. Виноградова Н. А. отмечала, что проектная деятельность возможна только в условиях учета интересов всех участников партнерства, что приводит к их максимальной активности [2]. Румянцева Е. А. подчеркивала, что проектная деятельность обладает широкой творческой возможностью, где участники проекта становятся единомышленниками и активными создателями новых продуктов деятельности [4].
Все это подчеркивает актуальность изучения и поиска новых форм цифрового взаимодействия с семьями обучающихся. Такой формой в нашем учреждении стал цифровой образовательный проект.
Образовательный проект - это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижении поставленной цели [Коджаспиров ]. Соответственно в рамках цифрового образовательного проекта достижение цели происходит при помощи средств, современных технологий и коммуникаций.
Опыт реализации цифровых образовательных проектов в дошкольном образовании изучен недостаточно. В литературных источниках и электронных ресурсах педагогами-практиками публикуется профессиональный опыт отдельных практико-ориентированных мероприятий с применением цифровых инструментов без использования методов научной статистики.
Таким образом, цель данного исследования: изучить результативность цифровых образовательных проектов в решении воспитательных и образовательных задач при взаимодействии с семьями обучающихся.
В качестве основных критериев результативности мы выделили количество участвующих семей, степень удовлетворенности решением педагогических задач и эмоциональный фактор (интерес и желание продолжить взаимодействие) всех участников цифровых проектов.
Работа по реализации цифровых образовательных проектов ведется педагогическим коллективом с 2020 г. С целью выявления актуальных направлений будущих проектов, было организовано исследование, участие в котором приняли родители обучающихся ГБДОУ №30 Приморского района Санкт-Петербурга. Результаты исследования показали, что для 28% родителей важно вырастить детей сильными, здоровыми, для 52% - социально успешными, для 20% - любящими свой город и Родину. Среди основных трудностей 67% родители отметили высокую занятость и дефицит времени в вопросах воспитания и совместного досуга с детьми, 33% родителей готовы пробовать новые интересные формы взаимодействия с семьей. В вопросах воспитания родителей интересуют: формирование социальных контактов детей в среде сверстников (59%, организация питания (24%) и интеллектуальное развитие ребенка (17%).
Внедрение цифровых образовательных проектов было обусловлено интересами и потребностями родителей, детей и педагогов. Первый цифровой проект, реализованный педагогическим коллективом - «День Победы. Мультипликация», был посвящен празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Данный проект проходил в условиях пандемии и был организован в дистанционном формате. Проект включал в себя не только образовательную деятельность, но и создание мультфильма в технике анимации детских рисунков. Участие в цифровом проекте приняли 56 семей. Продуктом проекта стал мультфильм «Салют Победы». По результатам проекта лишь у 2% родителей возникли технические трудности, но несмотря на это, все родители выразили желание продолжать взаимодействии с детским садом в подобном формате.
Цифровой проект «Зарядка с папой» включал создание видеороликов с упражнениями для утренней зарядки в исполнении пап. Количество участников проекта достигло 224 семьи, а продолжительность проекта 24 месяца.
Одним из направлений, волнующих родителей (24% опрошенных, является организация питания детей. В ходе интервьюирования детей 7 года жизни 15% опрошенных рассказали о противоречии при выборе между «полезной едой» и тем, что хочется; 5% считают, что им надо похудеть; 27% не связывают здоровье с питанием; 87% детей просят купить родителей чипсы, куриные крылышки с соусом, конфеты и не просят фрукты и другие полезные продукты. По результатам опроса родителей выявлено, что 43% предпочитают приобретать готовую еду, нежели ежедневно самостоятельно готовить; 83% родителей не считают необходимым ограничивать ребенка в выборе тех блюд, которые просят дети, если нет медицинских показаний; 15% родителей ввели для детей строгие ограничения на некоторые продукты, при этом эти продукты могут есть в семье сами родители. Данные исследования выявили проблемное поле в области формирования привычек здорового питания у детей.
Так возник цифровой проект «Кулинарное шоу», который стал развивающим ресурсом для детей и их родителей в вопросах того, как можно приготовить доступные блюда для здорового питания. В рамках проекта дети совместно с педагогами готовили и снимали выпуски «Кулинарного шоу». Проект был реализован в подготовительной к школе группе, количество участников составило 30 семей. Данный проект пользовался популярностью среди воспитанников и их родителей. Педагогический коллектив принял решение расширить рамки проекта. Так возник цифровой проект «Кулинарный челлендж», в ходе которого, одна семья готовит, записывает видеорецепт и бросает вызов другой семье. Продуктом проекта стала коллекция видеороликов и электронная книга «Полезные рецепты для здоровья», насчитывающая более 80 рецептов. Количество участников проекта - 246 семей обучающихся. В настоящее время проект продолжается.
Цифровой проект «Блог о здоровом образе жизни «Здоровулькин и его друзья» реализует задачу воспитания у дошкольника осознанного отношения к своему здоровью, формирование навыков сохранения своего здоровья. Созданный детьми и родителями герой, доктор Здоровулькин, ведет блог и рассказывает о том, как сохранить здоровье. Блог располагает ребенка и родителя к взаимодействию и беседам на тему здоровья. Педагоги сформировали цифровое поле блога с интуитивно понятным интерфейсом. Блог содержит интерактивные игры, аудиосказки, тематические мультфильмы, операционные карты поделок, раскраски, а также консультации для родителей по текущей теме. Так как ребенок является полноценным пользователем блога, педагоги предусмотрели раздел, посвященный цифровой безопасности.
Все продукты цифровых образовательных проектов вошли в цифровое образовательное пространство ГБДОУ №30 Приморского района Санкт-Петербурга и являются вариантами качественного контента для дошкольников.
Реализуемые цифровые образовательные проекты показали высокую результативность в работе с семьями воспитанников. Так, 67% родителей изменили свое отношение к вопросам воспитания у детей привычек здорового образа жизни; 38% отметили сплочение внутри семьи; 83% высказали мнение о том, что с помощью цифровых образовательных проектов дети получили опыт социального успеха.
Педагоги ГБДОУ №30 отмечают, что цифровые образовательные проекты помогли в решении поставленных задач:
• сформировать у детей навыки взаимодействия в цифровом мире и основы цифровой безопасности;
• развивать у детей осознанность и избирательность при выборе контента для просмотра, уход от применения медиаустройств только для развлечения;
• развивать общение между родителем и ребенком, способствовать сплочению и развитию общих семейных интересов;
• формировать команду участников образовательного процесса (родитель, педагог, ребенок) в создании качественного цифрового контента для детей дошкольного возраста.
Таким образом, цифровые образовательные проекты обеспечивают успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, усиливают взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями, поддерживают взаимосвязь традиционных и цифровых форм работы с родителями.
Педагогический коллектив ГБДОУ № 30 Приморского района Санкт-Петербурга видит перспективу реализации цифровых образовательных проектов в увеличении количества участников, социальных партнеров, расширении спектра используемых цифровых инструментов и тематики будущих проектов.
Список литературы
1. Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Чурсина А. В., Веракса А. Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников / Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина, А. В. Чурсина, А. Н. Веракса // Science for Education Today. - 2021, том 11, № 3, С. 25.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей – М. : Айрис-пресс, 2008. - С. 114.
3. Горвиц Ю. M., Чайнова Л. Д., Поддьяков H. H, Зворыгина E. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М. : Линка-Пресс, 1998г., С. 156-158.
4. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет. — Волгоград: Учитель, 2020 г. - С. 78-80.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/-(дата обращения :10.05.2022).