Татьяна Фалилеева
Развлечение в старшей группе «Обычаи и традиции бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение в старшей группе
Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи: Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.
Закрепить знания об обычаях и традициях бурятского народа.
Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, поощрять умение детей выполнять работу аккуратно, качественно.
Создать праздничное настроение.
Публикация «Развлечение в старшей группе „Обычаи и традиции бурятского народа“» размещена в разделах
Предварительная работа:
беседа - Сагаалган о традициях и обычаях Белого месяца, что означают обряды;
чтение С. Бунтовской «Байкальские сказки»; знакомство с загадками, пословицами, подвижными и музыкальными играми бурят.
Материал:
Фартуки и колпачки, скалки, дощечки на каждого ребенка, солёное тесто, поднос; Фишки.
Видеоклип гимна Бурятии
Актуальность:
При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.
Содержание.
Воспитатель: ребята как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Верно. Россия – наша Родина. А как называется республика, в которой мы живем?
Дети: Бурятия
Воспитатель: Правильно, в Бурятии живут люди разных национальностей: татары, башкиры, буряты, русские и другие. Ребята, а в каком городе, мы живем?
Дети: Улан-Удэ.
Воспитатель: Да, мы живём в столице Бурятии г. Улан-Удэ.
Просмотр видеоклипа «Гимн Бурятии»
Воспитатель: А подскажите мне, какой сейчас праздник?
Дети: Сагаалган! Белый месяц!
Воспитатель: Правильно и сегодня мы с вами вспомним о традициях и обычаях
этого замечательного праздника.
Заходит под музыку Будамшуу - Сайн байна!
Воспитатель: Здравствуй, веселый Будамшуу! Ребята Будамшуу это народный герой бурятского фольклора. Подросток, проказник, хитрец и весельчак. Он всегда защищает бедняков.
Будамшуу: Да я люблю играть и веселиться! А Сагаалган мой любимый праздник! Этот праздник таит в себе много интересных традиций и обычаев.
Воспитатель: Да, Будамшу, и ребята их хорошо знают.
Будамшуу: Правда? Я вот сейчас проверю.
Проводится игра «Блиц-опрос на знание традиций и обычаев бурят в праздник Белого месяца» (за каждый правильный ответ дети получают вознаграждение фишку):
- Что означает Сагаалган?
Дети: Белый месяц.
-С чего начинается подготовка к празднованию Белого месяца?
Дети: Подготовка к празднованию Белого месяца начинается с уборки квартиры, дома, двора, всего хозяйства.
- Ещё какой обычай существует накануне Белого месяца?
Дети: Накануне праздника люди обтираются кусочком теста, затем лепят из него фигурку человека, и передают этой фигурке все свои болезни и беды.
- Что потом делают с этой фигуркой?
Дети: эти фигурки сжигали на священном костре.
- Кто из членов семьи первым встречает новый месяц?
Дети: старший в семье.
- как он встречает белый месяц?
Дети: разбрызгивает молоко из чаши в сторону нового месяца.
- кого из членов семьи поздравляют первым?
Дети: младшие поздравляют старших, затем старшие – младших.
-Молодцы! Всё знаете, а покажите мне приветствие.
Дети встают друг на против друга парами и показывают приветствие.
- Хорошо, ну а какие блюда хозяйка ставит на стол во время праздника?
Дети: В праздник на столе появляется молочная белая пища, сладкая выпечка и мясные блюда.
Будамшуу: Ребята, а что такое белая пища?
Дети: молоко, сметана, творог, кефир….
Будамшуу: Как вы думаете, что желают люди друг другу?
Дети: благополучия, богатства, здоровья, удачи.
Будамшуу: Ай, да молодцы! Все фишки у меня забрали, ни одной не оставили!
Воспитатель: Будамшуу, ребята даже могут научить тебя лепить буузы.
Каждому ребёнку раздаётся фартук, колпачёк. На рабочем месте солёное тесто (двух цветов, мука, скалка, доска, салфетка. И один общий поднос.
Дети приступают к работе, показывают Будамшу как нужно лепить буузы.
После лепки моют руки и снимают фартуки.
Будамшуу: Спасибо, теперь я тоже умею лепить буузы. Давайте теперь я научу вас весёлой игре.
Бурятская п/и: «Иголка, нитка, узелок».
Играющие становятся в круг, держась за руки. Выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг.
Будамшуу: Вот, молодцы, хорошо играете! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки:
1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)
2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)
3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)
Воспитатель: - А наши дети знают бурятские пословицы
1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.
2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.
3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников
- умным становишься.
4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.
Будамшуу: Молодцы порадовали. Я вам предлагаю сыграть со мной в игру - "Волк и ягнята" Подвижная игра «Волк и ягнята»
Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
– Что ты здесь делаешь?
– Вас жду.
– А зачем нас ждешь?
– Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
Будамшуу: Спасибо вам ребята, повеселился я на славу.
Воспитатель: Ребята какой хороший праздник у нас получился. Вам понравилось?
На следующий год мы опять будем отмечать Сагааган и обязательно пригласим к нам Будамшуу.