Лидия Исакова
Развлечение «Троицын день-праздник русской березки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к культуре русского народа. Зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
Задачи:
• Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами и игровым фольклором, связанными с праздником Троица;
• Развивать творческие способности детей, эмоционально – чувствительную сферу;
• Обогащать и активизировать словарь детей, повышать его выразительность;
• Воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности, бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Развлечение „Троицын день-праздник русской березки“» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2017
Рассмотрение березы в разное время года. Знакомство с тем, что береза – это олицетворение Родины, весны, душевного добра, дерево «четырех угодий». Подбор и выставка художественной литературы и иллюстраций пейзажей русских художников о березе (Левитан, Саврасов, Шишкин и др.). Чтение и разучивание песен, стихов, игр, хороводов. Слушанье музыкальных произведений: «Вальс» А. Петрова», старинный вальс «Березка» Е. Дрейзина. Настольные игры для совершенствования навыков завязывания бантов, заплетения косичек: «Завяжи бантик», «Шнуровка». Участие родителей в подготовке костюмов, атрибутов и участка.
Действующие лица: ведущие, русалки
Оборудование: разноцветные ленточки, лоскутки из ткани разного цвета, нарезанные полосками. Веночек из веток березы, веночек из искусственных цветов для девочек, самодельные подарки из бумаги и природного материала (по количеству детей, цветные платочки (20 штук, шумовые инструменты из подручных средств, бассейн, наполненный водой, ведерко с водой, веревка длиной 5 метров, подносы, угощение, скамейки, рушники, влажные салфетки.
Ход: Праздник проводится на улице. У центрального входа стоят наряженные дети. На крыльцо выходят ведущая и 3 девочки. В руках у них подносы, покрытые рушниками. На подносах пироги, ватрушки, яйца.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, девчата!
Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня мы поведем разговор об обычаях и обрядах русского народа, которые из старины глубокой дошли до наших дней.
1-ая девочка: Чем дольше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
2-ая девочка: Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала!
Ведущий: И не в некотором царстве это было, и не в некотором государстве, а в нашем было царстве-государстве жила-была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А Весна-красна пришла, солнышком припекла, теплым ветерком обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. А знаете ли вы что это за праздник?
Троица- это прощание с весной и встреча лета. Символом праздника является березка. На Руси этот праздник был похож на встречу Нового года. Только на Новый год наряжали елку, а на Троицу березку. Березовыми веточками украшали горницу и вход в дом. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки, яйца и шли в лес. Находили самую красивую березку, завязывали на ее ветвях бантики из ленточек, да лоскутков ткани, кланялись ей, водили вокруг нее хороводы, играли и просили выполнить их желания.
Давайте и мы отправимся на природу в гости к березке белой.
Все дети, приплясывая и размахивая ленточками направляются к самой красивой березке, растущей на участке детского сада, поют обрядовую песню.
1 куплет: Нынче праздник Троица.
Стройная береза.
Пусть дождем умоется,
Пусть прольются грозы.
Коль на ветку тонкую
Ленту повязать,
То береза ломкая
Счастье может дать.
Припев: Из веточек березовых
Мы заплетем венок.
Корою бело-розовой
Украсим кузовок.
2 куплет: Деревце заветное
Нам на праздник этот
Скажет: «Вас волшебное
Ожидает лето!»
Светлая ты, Троица,
Ласковая ночь,
Буря успокоится,
Зло отступит прочь.
Припев тот же
Подходят к березке, приветствуют ее поклоном
Ведущий: Березка белая, березка кудрявая
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли
С яичницей, куличом, да пшеничным пирожком.
Дети старшая группа:
1 ребенок: Завивайся березонька,
Завивайся кудрявая!
2 ребенок: Мы пришли к тебе приехали,
С лентами алыми,
Пирогами горячими.
3 ребенок: С песнями звонкими,
С плясками веселыми.
Все дети: Прими, березонька, наши подарки.
Ведущий: При сегодняшнем состоянии природы березонька бы не очень образовалась, если бы мы полностью повторили обряды предков и стали ломать березовые ветки. Достаточно просто украсить их ленточками и при этом мы сохраним дерево.
Дети наряжают березку ленточками, цветными лоскутками ткани. Из самых тонких веточек плетут косичку, завязывают бантик, выгибают аккуратно веточку в форме веночка. Затем все любуются украшенным деревцем.
Ведущий: Много песен есть у русского народа,
Но лучше, чем «Березонька»
Нет в мире хоровода.
Хоровод: «Во поле береза стояла»
Ведущий: Во время гуляния люди веселили друг друга
Смешными стихами, песнями
А вы знаете как называются у русского народа
Веселье, шутливые стихи и песенки?
Дети: потешки, заклички, небылицы.
Ведущий: Ой, ду-ду! На дубу
Грянул ворон на трубу
Зашумели леса и пошли чудеса,
А в лесной избушке затопилась печь
Пирожки с морковкой (капустой) начал зайка печь
Пирогов покушай песенку послушай.
Игра: «Заинька»
Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька.
1 ребенок: Заинька, заинька, где твой дом?
Заинька: Мой дом под кустом,
Под березовым листом.
Все дети: Заинька, заинька, приходи к нам
На лужок, на головку вить венок!
Заинька заходит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.
Заинька, сорви цветик,
Вот и этак, сорви цветик!
Заинька, свей веночек,
Вот и этак, свей веночек! Положи на головку,
Вот и этак, на головку! Заинька, топни ножкой,
Вот и этак, топни ножкой!
Заинька, попляши,
Вот и этак попляши!
Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящих в кругу и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька, и игра продолжается.
Заинька, заинька, коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Игра: «Кто быстрее польет березку»
Дети идут по кругу и поют:
Водица, водица, студёная быстрица,
Обеги вокруг, напои наш луг!
Двое детей бегут в разные стороны по кругу. В центре круга березка, возле нее ведерко. Кто из бегущих первым возьмет ведерко, польет березку, тот и победитель.
Ведущий: В старину у русского народа на Троицу,
Было принято плести венки из цветов,
Загадывать желание и бросать венки в воду.
Если венок поплыл, значит желание сбудется
Чем венок первым к берегу приплывет,
Той девушку первой и замуж выходить.
(Девочки берут веночки и надевают на головку)
Ведущий: Но перед тем как бросить веночек в воду давайте устроим конкурс на лучший венок.
Конкурс «Лучший венок»
Девочки становятся в шеренгу. Мальчики напротив девочек. Каждый мальчик выбирает лучший венок, подходит к девочке и вместе они все идут к бассейну с водой и проводят гадание.
Гадание – кидают веночки в воду и узнают свою судьбу.
Ведущий: Особым на Троицу был обряд кумления. На Троицу не разрешалось ссориться и ругаться. А если между кем-то затевалась ссора, таким людям сразу же приказывали поцеловаться через веночек. Считалось, что так люди становились родственниками-кумовьями. Кумовьям нельзя ссориться, а можно только дарить друг другу подарки.
Давайте и мы сейчас покумимся.
«Обряд кумления»
Девочки разбиваются на пары, приговаривают:
«Покумимся, кума, покумимся
Чтобы нас с тобой – не браниться,
Весело дружить.»
Ведущая передает им березовый веночек, девочки троекратно целуются через него и обмениваются самодельными подарками.
Ведущий: А наши мальчики не заскучали?
Мальчик (ст. гр): Сторонись, честной народ,
Не пыли дорожка
Добрый молодец идет
Поиграть немножко.
«Игра с веревочкой»
Все мальчики берутся за веревку, идут вокруг березы за ведущим и говорят слова:
Вьется наша змейка, вьется!
В поле, в лес волочется.
Расплетись наш клубок, расплетись,
Золотой узелок развяжись.
После этих слов все отпускают веревку и разбегаются врассыпную, танцуют. На сигнал «стоп» дети бегут к веревке и стараются на нее наступить. С каждым разом воспитатель укорачивает веревку, сматывая ее в клубок. Игра повторяется 2-3 раза. Победитель тот, кто встанет на веревку.
Внезапно с шумом появляются русалки.
1-ая русалка: Расшумелись тут, раскричались.
2-ая русалка: Песни поют, ветками трещат.
1-ая русалка: Защекочим сейчас всех!
2-ая русалка: Утащим к себе в болото!
(Начинают гоняться за детьми)
Ведущий: Ах вы проказницы! Хотели нам праздник испортить. Ишь моду взяли людей таскать! Ведь ваше время уже кончилось. Уходите в свое болото!
Русалки: Не пойдем мы! Не хотим мы!
Ведущий: Нет! Нет! Прогоним мы вас!
Прогоним? (обращается к детям)
Дети: Да!
1-ая русалка: Ну ладно. Только одно условие! Мы хотим быть такими же красивыми как эта березка.
2-ая русалка: Подарите нам ленточки!
Ведущий: Ленточек нет! Остались платочки. (достается платочки русалкам и предлагает им сплясать)
Русалки пляшут. Дети хлопают
Ведущий: Ой, как весело пляшут русалки,
Платочки скорее, ребята, берите
Вокруг березки хоровод заводите.
Песня-хоровод: «Ах, да березка» (М. Т. Попатенко)
Игра: «Русалка по садочку ходила»
Дети становятся в круг, русалка внутри круга, в руке у нее платочек. Она идет противоходом.
Дети идут и поют:
Русалка по садочку ходила,
Свой платочек там обронила.
(Кидает платочек, ребенок возле которого он упал быстро его поднимает и прячет)
Обошла русалка садочек,
Ищет голубой свой платочек
Не горюй болотная русалка
Твой платочек мы отыскли
Под березовым, под листочком,
Под малиновым под кусточком.
(Все останавливаются и поворачиваются лицом в круг)
Русалка: Где платочек? Отвечай!
Ребенок поднимает платочек вверх и говорит: «Вот платочек! Догоняй!», затем убегает а русалка его ловит.
После игры русалки останавливаются и принюхиваются.
1-ая русалка: Пахнет пирогами!
2-ая русалка: Давай поищем.
Ведущая зовет детей на помощь. Дети окружают березку и не отдают пироги. Берут любые шумовые подручные средства (сковородки, палочки и др., стучат, прогоняют русалок. «Оркестр» движется за ними. Дети забегают вперед и то и дело заигрывают с русалками, хватая их за рубаху, кто за руку, приговаривая:
«Русалка, русалка! Пощекочи меня!
(Русалки бегут прочь)
Ведущий: Мы русалок проводили, можно везде смело ходить!
(Все возвращаются к березке и становятся вокруг нее)
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, что березка дает целительные силы каждому, кто прислонится к ней. Она отвлечет от каждого горе и беду, призовет к Вам здоровье и богатство. Подойдите к любой березоньке и обнимите ее крепко, прислонитесь щекой и поговорите с ней тихонько.
(Дети расходятся и выполняют ритуал)
Ведущий: А вот теперь пора и пироги есть!
Угощайтесь девицы!
Угощайтесь молодцы!
Угощайтесь гости дорогие.
(Все угощаются пирогами)
Ведущий: Уж мы девушки, дело сделали,
Уж мы белую березоньку завили,
Уж мы венки в воду покидали
Поиграли, повесились на славу!
Давайте еще раз поклонимся русской березке.
(Кланяются 3 раза)
Все: Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Все расходятся по участкам.