Лариса Климова
Праздник русской песни.
▼ Скачать + Заказать документы
«Покажите мне народ,
у которого было бы
больше песен».
Н. В. Гоголь.
Праздник русской песни.
Участники:
Дети подготовительной к школе группы МБДОУ Детский сад «Солнышко» п. Тюльган;
Гости - фольклорно—этнографический ансамбль «Корогод», учащиеся МБОУ Лицей №1 п. Тюльган;
Ведущая – воспитатель Климова Л. С.
Пояснительная записка (аннотация)
Публикация «Праздник русской песни,» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
Чтобы защитить ребенка от многих вредных влияний, необходимо с самого раннего возраста заложить в нем прочный фундамент хорошего вкуса, основанного на лучших образцах народного творчества. Вот почему в детском музыкальном воспитании и образовании, народной песне отводится немаловажная роль. Народная песня и выросшая из нее музыка отражают настроение, чувства, мысли и характеры людей. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты, а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению.
Особое место в песне занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством рук человеческих. Благодаря этому, народная песня является источником познавательного и нравственного развития детей.
Один из самых древних жанров – хороводные песни. Водили хороводы на протяжении почти всего года – на Святки, на Масленицу, после Пасхи. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды, но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многих из них.
В песенной традиции нужно знать, что недостаточно только правильно петь мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорили: давайте «сыграем песню», не споём, а сыграем. Как это правильно, как здорово! Самое главное, чтобы сердце ребёнка открылось музыке, чтобы повзрослев, вся душа его трепетала при звуках русской народной песни. Когда мы поём, мы становимся народом. Недаром русский мыслитель И. Ильин прообраз будущей России видит через призму русской песни, он пишет: «Личная духовность в России…может быть нигде не выразилась так самобытно и совершенно, как в русском национальном хоровом пении… русский хор никем не обученный, как бы от «природы», без подготовки, исполняет песню во много голосов, по слуху верно, причём каждый голос гармонически ведёт свою мелодическую линию, свободно варьируя подголоски и двигаясь в самобытных тональностях, доселе не определённых музыкальными теоретиками. Русский поющий хор есть истинное чудо природы и культуры, в котором индивидуализируемый инстинкт свободно находит себе индивидуальную и верную себе духовную форму и свободно слагается в социальную симфонию. Этим и предначертываются пути грядущей России».
Данный досуг проводился в рамках преемственности между ДОУ и начальной школой. Сотрудничество дошкольников нашего сада и учащихся начального звена лицея ведётся на протяжении многих лет (волонтёрское движение, совместные театрализация, досуговые мероприятия, взаимопосещение).
Мероприятие «Праздник русской песни» это совместное творчество детей подготовительной группы и фольклорно-этнографического ансамбля «Кологод». На протяжении всего праздника поддерживается единая сюжетная линия. Прослеживаются разнообразные виды деятельности (песенное и танцевальное творчество, театрализация, игра). Данное мероприятие воспитывает у детей любовь и бережное отношение к историческому прошлому и настоящему своего народа, нравственные чувства, духовность, любовь к народной песне и музыке.
Рекомендуется для проведения музыкальным руководителям, педагогам ДОУ и НОО, педагогам дополнительного образования.
Цель: Приобщение детей к своей отечественной национальной культуре. Обобщить и систематизировать представление о разнообразии песенного жанра. Формировать бережное отношение к традициям русского народа, любовь к музыке через народное песенное творчество.
Задачи:
-воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры;
- формирование миропонимание через близкие образы народной культуры- русской народной песни;
- духовно-нравственное воспитание личности ребёнка через традиции народного фольклора;
- формирование преемственности дошкольного воспитания и начальной школой;
- формирование у детей целостного восприятия народной культуры;
- оказание помощи в организации творческой деятельности дошкольников и участников фольклорно-этнографического ансамбля «Корогод» (учащихся лицея).
Материал. Русские народные костюмы для детей. Черные фартуки и повязки на голову для кузнецов. Атрибуты для инсценировок песен. Элементы оформления зала (предметы народно-прикладного искусства, народные музыкальные инструменты и т. д.). ИКТ, ТСО. Презентация «Народные музыкальные инструменты», слайды к мероприятию (см. приложение на электронном носителе).
Предварительная работа:
Слушание русских народных песен различного характера (хоровод, колыбельная, плясовая).
Знакомство с русским костюмом и народными музыкальными инструментами.
Чтение детям русских народных сказок, потешек, небылиц.
Разучивание с детьми народных песен, стихов, пословиц, поговорок, частушек.
Изготовление дошкольниками панно «Русский хоровод».
Знакомство с участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Корогод».
Консультация для родителей «Формирование духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников» (см. приложение на электронном носителе).
Ход праздника
В зал под звуки музыки входят дети в русских народных костюмах, встают полукругом.
Ведущая: Здравствуйте, дети! Сегодня мы поговорим о народной песне.
В ногу с ней идут солдаты,
С нею крепче спят ребята.
В Новый год, и в день рождения,
И в кругу своих друзей
Без нее не обойдешься –
С песней праздник веселей.
Даша К.
Веселая и грустная,
Здравствуй, песня русская!
1-вый слайд «Хоровод»
Серёжа С.
Как по улице за околицей
Не тяжел жемчуг рассыпается,
Чистым золотом разгорается.
То велик хоровод собирается.
Хоровод, сопровождающийся танцевальными движениями «Как у наших у ворот» (обработка А. Быканова, слова и музыка народные)
Дети садятся.
Звучит аудиозапись народной мелодии в зал входят Гости - (участники ансамбля «Корогод» в русских народных костюмах).
1-я гостья: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Примите наш земной поклон и сердечный привет.
Ведущая: Здравствуйте, милости просим, с чем пожаловали, гости дорогие?
2-ой гость: С народными песнями. Мы расскажем вам о них, споем, если вы вспомните пословицы и поговорки о песне.
Дети:
Без песен мир тесен.
С песней дружить – и в бою не тужить.
Всякая птица свои песни поет.
Песни петь надо уметь.
Хорошему делу – хорошая песня.
Ведущая: Давайте поиграем. Послушайте, как звучат народные инструменты. Кто их название угадает, тот на них и сыграет.
Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» (см. приложение на электронном носителе). Дети и гости по тембру звучания определяют и называют инструменты, затем исполняют на них русскую народную мелодию.
3-я гостья: Красиво звучат народные инструменты, но иногда песни исполняют без их сопровождения.
Гости а капелла исполняют песню «Как по морю, морю синему» (обработка В. Агафонникова).
Ведущая: Скажите, дорогие гости, что в песне главное : музыка или слова?
4- й гость: Я думаю музыка. Она дарит песне мелодичность и настроение. Послушайте фрагменты русских народных мелодий и скажите, веселые они или грустные.
Звучит аудиозапись музыкальных фрагментов «Скок-поскок» (обработка А. Лядова) и «Коровушка» (обработка М. Красева). Дети высказывают предложения о характере, настроении мелодий.
1-я гостья: Можно ли назвать отрывки из этих музыкальных произведений песнями? Дети: (Нет). Правильно. Значит, главное в песне – слова. Недаром говорится, что «из песни слова не выкинешь». Песня без слов – просто музыка. Вспомните, о чем поется в народных песнях.
Дети кратко пересказывают содержание русских народных песен.
Ведущая: Так что же в песне главное – слова или мелодия?
Гости спорят между собой. Воспитатель обращается к детям с просьбой рассудить их. Дети высказывают предположения.
Ведущая: (обобщает ответы). И слова, и мелодия в песнях одинаково важны. Без слов они теряют смысл, содержание, а без мелодии – мотив, напевность. И звучат народные песни о красоте окружающего мира, о радостных и печальных событиях, о труде и отдыхе, обо всем, что волнует людей, которые их сочиняют и поют. Веселые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождают человека в течение всей жизни.
Посмотрите, вон стоит избушка. Слышите, там кто-то поет?
2-ой слайд, на котором изображена изба. На лавке сидит девочка Наташа Г. укачивает куклу, поет колыбельную «Котенька-коток».
Ведущая: Как называются такие песни, кто и когда их поет?
Дети: Это колыбельные. Их поют мамы, когда укладывают спать детей.
3-я гостья: Подрастали в семье детушки, приучали их родители к работе.
4-я гостья:
Уж ты мать-то, наша матушка,
Уж ты матушка, ты родимая.
Уж пришла пора работе нас учить.
Уж пришла пора к работе приучать.
Ведущая: О том, как в русских семьях учили детей трудиться, поется в народной песне «Было у матери двенадцать дочерей».
Гости исполняют песню.
1-я гостья: Из песни вы узнали, как матушка учила дочерей выполнять домашнюю работу, рукодельничать. А мальчики отцу помогали и в поле, и в мастерской, и в кузнице.
3-тий слайд с изображением кузницы.
Выходят кузнецы – мальчики подготовительной группы, в фартуках и головных повязках берут треугольники с разной высотой звучания, отбивают ритм, имитирующий перестук молотков в кузнице.
Ведущая: Слышите веселый перезвон? Это на краю деревни с утра до вечера работают, стучат молотками кузнецы.
1-й кузнец: Не кует железо молот, кует кузнец.
2-й кузнец: Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
3-й кузнец: В кузнице тихо – кузнецу лихо.
Ведущая: Трудятся кузнецы, и песня им в работе помогает.
Мальчики поют и инсценируют песню «Во кузнице» (обработка А. Новикова).
1-я гостья: Как славно работают кузнецы! Недаром говорится, что с песней любое дело спорится.
Ведущая:
Кто с солнцем встает да песни поет,
Тот будет весел весь день напролет.
Дети исполняют и инсценируют песню «Ой, вставала я ранешенько».
2-я гостья: За работой день пролетал незаметно, а по вечерам собирались девицы-красавицы на посиделки – пряжу прясть да песни петь.
4-тый слайд, на котором изображена русская изба. На лавках сидят девочки – пряхи.
Таня С.
Не училась безделью,
Учись рукоделью.
Где весело поется,
Там весело и прядется.
Девочки исполняют песню «Дуня-тонкопряха» (обработка А. Жарова)
5-тый слайд с изображением белоствольной берёзы.
Ведущая: Во многих народных песнях воспевалась красота русской природы : бескрайние поля, зеленые дубравы, полноводные реки. Белоствольная березка – символ России – воспета в одной из самых известных народных песен.
Гости и дети встают в два круга и водят хоровод «Во поле береза стояла» (обработка Н. Римского-Корсакова).
Ведущая: А какой же праздник без игры? Ребята, гости, становитесь в хоровод – игра «Селезень и уточка» вас ждет!
Проводится русская народная хороводная игра «Селезень и уточка»
Цель: развитие творческих способностей детей, потребности самовыражения в движении под музыку, формировать правильную осанку, красивую походку, развивать ловкость, координацию движений, гибкость и пластичность, развивать у детей способность к восприятию музыки.
Ведущая: Где счастливо живется, там и песня поется. Ни один праздник не обходился без озорной частушки. С переплясом, под зажигательную мелодию исполнялись эти задорные четверостишья.
Вова А.
Мы ребята удалые,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем.
Если надо – мы споем.
Дети исполняют частушки.
1-я гостья: На отдыхе, в работе – песня русская в почете.
6-ой слайд с изображением русского хора.
Дети и гости исполняют песню «Пойду ль, выйду ль я» (обработка А. Ледова).
Ведущая: Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными народными песнями. Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось на нашем празднике? (ответы детей, обобщение) Но мы с песней не прощается, пусть она будет рядом с нами всю жизнь.
Под русскую народную мелодию дети и гости выходят из зала.
Список используемой литературы.
1. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 5, 2007 год.
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, № 7, 2008 год.
3. Журнал «Современный детский сад» № 5, № 6, 2009 год.
4. Журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2006 год, № 1 2010 год.
5. ИНТЕРНЕТ – ресурсы.