Ольга Девятова
Развлечение «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба;
- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;
- закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращивании хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании, любовь к родной земле;
Темочки:
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- создать праздничное, радостное настроение.
Ход: дети под музыку входят в зал, их встречает хозяйка с караваем.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Пожалуйста, проходите.
Веселья вам, да радости!
Давно Вас поджидаем,
Ничего без вас не начинаем.
Гостям всегда мы рады! А за окном осень золотистая - хлебом колосистая!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Мы гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Хозяйка подходит к гостям с караваем, поклонившись, просит отведать хлеб-соль.
Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогах и уважаемых гостей. Это символ благополучия и гостеприимства. Сегодня мы будем прославлять с вами чудо земли - хлеб. В его честь слагались гимны, песни, стихи, пословицы и поговорки, устраивались праздники. Вот и сегодня мы с вами устроим праздник в честь хлебушка, поговорим о том, как трудно, дорого он достается. Давайте заведем хоровод и споем всем известную песню «Каравай»
• Хоровод «Каравай»
(как на праздник урожая испекли нам каравай, мальчики выбирают девочек и все танцуют.
В зал входят бабушка с дедушкой, оглядываются, ищут кого-то.
Хозяйка: Здравствуйте! Вы что-то потеряли? Чем вы так расстроены?
Дед и баба: Здравствуйте!
Дед: Не что-то, а кого-то. Мальчишку рыженького такого, в синем спортивном костюме. У вас нет такого?
Хозяйка: Такого мальчика нет, а зачем он вам нужен?
Баба: Ох, как нужен….А дело вот в чем…. Идем мы с дедушкой в магазин и вдруг вылетает нам навстречу мальчишечка этот, рыженький, в футбол играет, мяч ногой подпинывает…
Дед: глядим мы, а это и не мяч вовсе, а булочка покусанная, мятая, в пыли и грязи и так нам стало горько, обидно и страшно за этого паренька, за то, что он такой бессердечный. Стали мы его ругать, хотели рассказать о там, как трудно хлебушек достается, а он убежал от нас. Думали, что он из вашего садика, вот и ищем его здесь.
Хозяйка: Нет такого мальчика у нас. А наши ребята никогда так не поступят с хлебом, потому что они знают, что хлеб - это главное наше богатство.
Без хлеба и жизни нет. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Труден путь от зернышка до колоса, от колоса до муки и того, что мы видим на нашем столе (обращает внимание на выставку). Расскажите, ребята, какой путь проходит наш хлебушек, пока окажется на вашем столе. А вы послушайте.
Ребенок: У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Ребенок: Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным. (А. Гришин)
• Д/ и «Разложи картинки по порядку»
Расставляют картинки в правильной последовательности и рассказывают, что за чем (этапы выращивания хлеба).
Хозяйка: - Скажите, ребята, люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (трактористы пахали землю колхозники хлеборобы, сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, агрономы следили за урожаем, чтобы колоски не болели комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб.
Мальчики с колосками в руках сидят на корточках и поднимаются по тексту.
Ребенок:
«Колосок»
Вырос в поле колосок
Поначалу невысок.
Но тянулся он, старался,
Храбро усики вздымал,
Тёмной ночи не боялся,
По утрам в росе купался,
И высоким, сильным стал.
Оглянулся, а кругом
Под июльским ветерком
В светлом поле, на просторе
Золотых колосьев – море!
Все на солнышко глядят,
В каждом зёрнышке сидят.
Засмеялся колосок.
Круче взвил усишки:
«Я поднялся в самый срок,
Я теперь не одинок,
Здравствуйте, братишки!» Мальчики передают колоски девочкам
• Танец «Колоски»
Дед: В наше время стало легче выращивать хлеб.
- Сейчас трактор тянет металлический плуг, а раньше как было?.
(лошадь тащила за собой деревянный плуг)
- в наше время зерно сеют сеялками….(раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно)
- сейчас на полях работают комбайны. (в старину во время жатвы использовали серп,
Баба:- сейчас комбайны молотят зерно из колосьев (раньше зерно выбивали цепом)
- сейчас на мукомольном заводе из зерна мелют муку (раньше мололи муку на ветряной или водяной мельнице, до мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.
- сейчас пекут хлеб на хлебозаводе (в старые времена хлеб пекли в избе в русской печи).
Дед: Молодцы, ребята, много знаете о хлебе. .Много о хлебе пословиц сложил наш русский народ, а знаете ли вы пословицы?
Хозяйка: Это мы сейчас проверим.
• Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)
Дети стоят в кругу, передают бубен друг другу и произносят такие слова:
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам
У кого весёлый бубен,
Тот про хлеб расскажет нам!
*Хлеб – всему голова!
* Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!
*В хлебе вся сила!
* Каждую крошку в ладошку!
* Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
*Не красна изба углами, а красна пирогами,
*Без соли не вкусно, без хлеба не сытно,
*Пот на спине, так и хлеб на столе.
*Не надо хвалиться. коли не знаешь, как хлеб родится.
*Каравай хлеба не свалится с неба.
* Нет хлеба, так и нет обеда.
* Хлеб бросать, силу терять.
*. Много снега – много хлеба.
* Не трудиться, так хлеба не добиться.
* Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
* Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
Баба: Спасибо вам, ребятки, за добрые слова о хлебушке. По старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если нечаянно уронишь, то подняв его, надо не только бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Ведь немалым грехом считалось, уронив крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом – растоптать ногами.
Хозяйка: Наши ребята любят хлеб. Знают, что надо с ним обращаться бережно. Любят наши ребятишки и пироги, и блины, и булочки, и оладушки. Даже песни про это поют.
• Песня «Бабушка, испеки оладушки»
Хозяйка: А сейчас, ребятки, загадаю – ка я вам хлебные загадки.
*Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
*Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
*Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари.)
*Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
*В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй
Выпекают …. (Каравай)
* В праздник он придет ко всем,
Он большой и сладкий.
В нем всегда орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
*Он бывает с толокном
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает
В печь сперва его сажают
А как выйдет он оттуда
То кладут его на блюдо
Ну, теперь, зови ребят
По кусочку всё съедят. (Пирог)
• Песня «Пироги»
• Сценка «Пирог».
Дед: Ох, захотелось пирожка!
У нас есть масло и мука.
Вот бы тесто замесить
Да гостей бы угостить.
Дед садится на лавочку, берет чурочку и строгает ее.
Баба: С охотой я возьмусь за дело,
Хотя задача нелегка.
Чтоб тесто сделать пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Дед: Внимание нужно да уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Баба: Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить.
Заходят за домик, берут кадушку. В которой сидит тесто, выносят, ставят перед домом. Баба месит тесто в кастрюле, накрывает его полотенцем, вытирает руки о передник. Дед в это время ходит вокруг бабки.
Баба: Тесто я месила,
Дед: Масло добавляла?
Баба: Да, выбилась из силы,
Ох, я как устала.
Бабка садится рядом с дедом, начинает позевывать, дремлет, дед берет топор, уходит. Тесто начинает понемногу подходить, поднимается полотенце, потом тесто кладет на кадушку пальцы.
Тесто: Убегу я из кадушки.
Не хочу быть пирогом.
Мне здесь плохо,
Мне здесь душно,
Через край бы да бегом
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу.
Мне в кадушке мало место,
Тесно, тесно, убегу!
Тесто переползает через край кастрюли, выпрямляется и потихоньку начинает двигаться.
Дед Бабка тесто убежало!
Баба: Ай, ай, ай! Куда? Куда?
Как же это я проспала!
Вот несчастье, вот беда!
Дед и баба бегают за тестом, а тесто танцует. Прыгает. Баба держится за сердце.
Баба: Уж такого не бывало,
Натерпелась я стыда!
Дед: Как же тесто убежало?
Вот несчастье! Вот беда!
Дед и баба ловит тесто и ведут в дом.
Хозяйка: Ой, как вкусно пахнет, наверное, пирог готов.
Дед с бабой выносят пирог
Дед: Пироги же – хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с душою их пекут.
Баба: Пышки, пончики, печенье,
Кто что хочет, тот печет.
Для детишек объеденье.
Открывай пошире рот.
Дед с бабой отдают выпечку хозяйке.
Дед: Угощайтесь, детки, на здоровье, а нам пора с бабкой уходить.
Баба: Помните, ребятки, всегда наш наказ:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хозяйка: Спасибо вам на добром слове и за угощение.
- Каждый к хлебу причастен.
Будем бережны все.
Будет хлеб – будет счастье,
Будет жизнь на земле!
Дети хором: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Хозяйка приглашает всех на чай. Чаепитие.