Мария Камышникова
Развлечение для детей старшей группы с использованием народного фольклора «Отгадайте-ка загадки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для детей старшей группы
с использованием народного фольклора
«Отгадайте-ка загадки!»
Цель: познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах; закреплять правильное произношение звуков, развивать и активизировать словарь.
Публикация «Развлечение для детей старшей группы с использованием народного фольклора „Отгадайте-ка загадки!“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Ход
( За ширмой раздается смех Петрушки: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо!»)
- Ребята, кто это так весело смеется за ширмой? Отгадайте, (дети от-гадывают).
- Правильно, это Петрушка.
- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня такое хорошее настроение,
такое хорошее настроение, что я решил к вам в гости зайти и позагадывать
загадки. Да такие трудные, что вы ни за что не отгадаете!
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек (капуста)
Сама холодная, а людей жжет (крапива)
Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком (еж)
Среди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади – метла (корова)
Что вверх корнем растет? (сосулька)
По синему небу белые гуси плывут (облака)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук)
- У-у-у, с вами неинтересно, все загадки отгадали.
- А теперь, Петрушка, ты наши загадки отгадай!
- Я все отгадаю! Даже лучше вас. Вот увидите. (Петрушка отгадывает, ошибается, путается, расстраивается.)
(Дети загадывают загадки)
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, как мед,
А вкус не тот (репа)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (самовар)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет (метла)
Сам худ, голова с пуд,
Как ударит, крепко станет (молоток)
(Петрушка не может отгадать ни одну загадку.)
- У-у-у, с вами неинтересно! Какие-то загадки неразгадываемые придумали! Их никто никогда не отгадает.
- Не волнуйся, Петрушка, все загадки можно разгадать. Но для этого
нужно немножко поучиться. Сейчас мы тебя научим разгадывать загадки.
Слушай внимательно, Олеся загадает тебе загадку :
Угадайте, что за шапка,
Меха - целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
- А теперь подумай хорошо: кого надо искать?
- Живое существо, покрытое мехом, похожее на шапку.
- Где искать?
- «Шапка бегает в бору». И дополнительная характеристика для шапки: «У стволов грызет кору». Связав воедино все признаки, находим отгадку
- Это заяц.
- А теперь, Петрушка, послушай загадку про человека.
Под дугами, под дугами
Ходят яблоки с кругами.
- Что надо найти?
- «Яблоки с кругами».
- Что похоже на дуги на лице человека?
Петрушка смотрит внимательно на детей, долго ищет ответ, наконец-то отгадывает :
- Брови!
- А что же это такое «яблоки с кругами»?
- Отгадал! Отгадал! Это же глаза! Это же глаза находятся всегда в
движении. Ура! Отгадка найдена.
- Хочешь, Петрушка, еще поотгадывать загадки?
- Конечно, хочу. Дети загадывают загадки :
Пузыри пускало, пеной кверху лезло,
И его не стало, все оно исчезло (мыло)
Всех на свете обшивает.
Что сошьет, не надевает (игла)
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят (часы)
За белой дверцей стужа, лед.
Там Дед Мороз, друзья, живет (холодильник)
- Ребята, а давайте сами будем придумывать загадки, ведь не обязательно знать их наизусть.
(Петрушка показывает картинки, дети составляют загадки. Кто при-думал загадку, того Петрушка хвалит.)
- Петрушка, а ты знаешь, сколько загадок придумали люди?
- Нет, не знаю.
- Очень-очень много. Существуют загадки про овощи, фрукты, про
животных и птиц, про бытовые предметы, про явления природы и др. Каждый ребенок с детства знает уже много разных загадок. Яркие, живые, образные, смешные, они легко запоминаются и навсегда остаются с нами. Сколько живет на Земле человек, столько живут и загадки. На протяжении веков создавал их народ. И не только взрослые придумывали загадки. По словам собирателя загадок Дмитрия Садовникова, «творчество детей также внесло большой вклад». Из глубины времен загадки донесли до нас муд-рость русского народа. В них он просто и красочно выразил себя, свой мир, свое отношение к окружающему миру, к явлениям природы, к животным, к птицам. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе пред-меты и явления, о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если смотреть на мир внимательными зоркими глазами, замечать всю красоту и богатство его, то всякий мудреный вопрос, любое иносказание в загадках будут разгаданы.
Русские загадки - это поэзия народного языка. Загадки развивают
смекалку, сообразительность, ум, учат видеть прекрасное. Загадки собира-ются в большую копилку народной мудрости. Известными русскими фольк-лористами В. Далем, И. Худяковым, Д. Садовниковым собрано великое мно-жество загадок, которые публикуются в книгах и бережно хранятся всеми поколениями. Мама загадывает загадки своему сыну, а когда сын вырастет, то загадает их своей дочке. Так и будут люди много лет помнить загадки.
Загадки дошли до нас с вами, мы их запомним и научим младших детей.
- Ребята, а хотите, мы тоже, как русские фольклористы, будем собирать загадки. У нас есть пустой альбом, а вы, когда услышите или прочитаете новую загадку, несите ее скорее в наш альбом. Мы ее напишем и нарисуем.
- Вот здорово! Про меня, про Петрушку, не забудьте написать загадку.
- До свидания, ребята, до следующей встречи!