Ирина Останина
Сценарий развлечения для детей младшего возраста «Жаворонки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР
«Детский сад № 193»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ для детей младшего возраста
«Жаворонки»
Составила:
воспитатель Останина И. Н.
2024
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.
Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Публикация «Сценарий развлечения для детей младшего возраста „Жаворонки“» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2024
Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
Развивать мелкую моторику рук
Обогащать словарный запас
Воспитывать умение видеть красоту природы и бережное отношение к ней.
Воспитывать интерес к народному празднику
Вызывать у детей положительные эмоции.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мнемотаблицы с приметами весны.
магнитофон с записью народной мелодии, пения птиц, приготовленные заранее и выпеченные «жаворонки»
Предварительная работа: разучивание с детьми хоровода, стихов, закличек, игры; разучивание пальчиковой гимнастики. Беседы с родителями.
Дети входят в зал встают в хоровод :
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нет ни снега, нет ни льда!
Прилетели журавли
И соловушки-малы.
Журавли, журавли!
И соловушки-малы!
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём!
Бабушка Арина (Бабушка идёт с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое).
- Здравствуйте, ребята! Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа. - Коромысло не простое. Видите на нём два ведёрка? В одном –тёмная ночь живёт. В другом – ясный день. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день равен ночи. Этот праздник в старину назывался Сороки. С каждым днем день будет становиться длиннее, а ночь короче. Помогает мне солнышко красное, согревает землю. А скажите- ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?
Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.
Бабушка Арина: : По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.
И говорили в старину так:
Дети, произносят закличку «Весна». (с движеньями)
Приходи, весна! - руки подняты к верху;
Все мы ждём тебя! – обе руки прижимаем к груди;
Солнышко посвети – «фонарики»;
Пусть бегут ручьи! - руки внизу, плавные движения в стороны;
Пусть птички летят! – махи руками, как крыльями;
О весне кричат! – руки подняты на верх.
Бабушка Арина: Чтобы приблизить тепло и весну давным- давно на Руси люди придумали обряд (праздник) «Закликание жаворонков».
Есть поверье, что в этот день 40 разных птиц прилетает из теплых стран (края) .
Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?
Дети: грач, скворец, ласточка, …
Бабушка Арина: А как мы их назовем одним словом?
Дети: перелетные.
Бабушка Арина: Правильно. Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок.
И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”.
Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».
Пальчиковая игра
Переплетают большие пальцы, сопровождают слова показом
Цир-лир-лир-лю
Хочет – прямо полететь
Хочет –в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет (игра повторяется 2 раза)
Послушайте голос жаворонка. (запись)
Бабушка Арина: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый, напевный.
Бабушка Арина: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, перьями, конским волосом. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Игра:
Первая начинает бабушка. (внутри круга «жаворонок» с колокольчиком) Дети идут по кругу взявшись за руки поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
С концом песни дети останавливаются, водящий кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое бегут в разном направлении обегая круг, кто первым возьмет колокольчик, тот становится «Жаворонком». (Игра повторяется несколько раз).
Бабушка Арина: Я продолжу свой рассказ о народном празднике. 22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. Сладких жаворонков из теста насаживали на палочки и ребятишки бежали с птичками на палочках на улицу, встречать весну! Звали весну веселыми, задорными закличками, которые назывались Веснянки или Веснушки. В них все пожелания, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их жизнь весь год после нового урожая была сытой.
Вот и мы с вами сегодня лепили жаворонков, а потом я их в печке испекла: «Попало ваше тесто
В горячее место.
Попало – не пропало!
Жаворонками стало».
--а теперь будем будем весну кликать:
. Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите.
Принесите весну
На своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе.
Дети произносят закличку «Жаворонок» :
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
Хоровод:
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетите к нам.
Весну красную
Принесите нам!
Не забудьте, ребята, птичек тоже угостить: раскрошите да разбросайте, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая …. весна!
Список литературы:
1. Бороздина О. С. «Приобщение детей к отечественной культурной традиции, как творческий процесс».
2.. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
3. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
4. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28
5. Князева О. Л., Маханева Н В. «Знакомство детей с русским народным творчеством»