Наталья Панафидина
Сценарий развлечения для детей старшего возраста «День Ивана Купалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 66» г. Магадана.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник Ивана Купала»
Подготовила и провела
Воспитатель
Панафидина Н. Н.
МАГАДАН 2016
Программное содержание:
продолжать знакомить детей с народными
праздниками, обогатить знания о русских обычаях, закрепить свойства воды, доставить детям радость.
Оборудование:
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшего возраста „День Ивана Купалы“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
веночки, купаленка, брызгалки, кружки, соломинки,
ложки, вёдра, «Капитошки», цветок папоротника,
план участка, сундук, костюмы героям.
Ход:
Дети приходят на участок который оформлен под морское царство, играет музыка.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Дорогие ребята, сегодня я хочу вам немного рассказать о празднике Иван Купала.
А может вы и сами что-нибудь знаете об этом празднике?
(ответы детей)
Из истории праздника
Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвященного древнему языческому богу Купале. Праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали. Характерная примета Иваны Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, сберегали, считали более целебными. Главным героем растительного мира считался в Иванов день папоротник, с которым связывались предания о поиске кладов: с цветком папоротника, раскрывающемся раз в году, в полночь на Иванов день, можно увидеть все клады. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы вьют и опускают в речку венки с зажженными лучинками или свечками. В Иванову ночь следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения нечистой силы – ведьм, колдунов, леших. Когда-то праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых и важных в году.
В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой.
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А ещё с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка:
«пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо»
А теперь отгадайте загадки
1. Белые горошинки на зелёной ножке. (ландыш)
2. Не огонь, а жжётся. (крапива)
3. Стоит в поле Ивашка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчик)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наши алые цветки»
Наши алые цветки раскрывают лепестки – дети складывают руки бутончиком и раскрывают пальцы
Ветерочек дышит – дуют на пальцы
Лепестки колышет – шевелят пальцами
Наши алые цветки закрывают лепестки - складывают пальцы бутончиком
Головой качают – наклоняю руки вправо, влево
Тихо засыпают – кладут сложенные ладошки под щёку
/ Звучит музыка, появляется Кикимора. /
Кикимора:
Что, праздничка захотели!
Не бывать этому никогда!
Воспитатель: Почему же это? А ты кто такая?
Кикимора: Я – то. (поёт песенку на мотив «Очи чёрные»)
Я кикимора, раскрасавица
Разве я могу кому не нравится,
Вся я скользкая, вся зелёная,
В водяного я, вся влюблённая!
(кикимора смотрит вдаль)
Ой, а кто это там такой зелёненький?
(появляется Водяной, поё т песенку: «Я водяной, я водяной… .»
Кикимора: Ты чего припёрся – то?
Водяной: Я узнал, что сегодня здесь праздник Ивана Купалы и
решил тоже принять участие.
Кикимора: Решил, решил. Ладно, так и быть, оставайся, мы им не
дадим веселится.
Кикимора: Кыш, кыш, уходите прочь.
Воспитатель: Уважаемые, это, что вы себе позволяете? Раз уж вы пришли к нам в гости поздоровайтесь хотя бы с детьми!
Водяной: Это вы пришли к нам в гости вы и здоровайтесь, теперь этот участок - наше подводное царство.
Воспитатель: А как нам быть где дети будут гулять?
Водяной и кикимора: А нас это не касается и даже не капельки не волнует (громко хохочут
Воспитатель: Нет так дело не пойдет. Мы не согласны, мы не отдадим свой участок. Да ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Уважаемые Водяной и Кикимора, что вы хотите за участок?
Водяной: Нам надо посовещаться. (уходят шепчутся)
Возвращаются
Кикимора: Мы тут посоветовались и решили. Ну что с вас взять, ни золота, ни бриллиантов, а посоревноваться вы с нами можете и если выиграете, то забирайте тогда свой участок.
Воспитатель: Что ребята Согласны?
Дети: Соглашаются
Водяной: Чур, задания будем придумывать мы.
Кикимора: И так первое задание называется «Крокодилы».
Вот тут есть речка, там мы с Водяным будем сидеть. Вы должны
Перебраться через эту речку ну прежде сказать такие слова:
Два веселых крокодила
В реке Нил спокойно жили.
Как увидели ребят
Водой стали обливать.
Водяной: С первым заданием вы справились, теперь вам задание потрудней. Будем делиться на две команды, одна команда это мы с Кикиморой, а вторая это вы. У каждой команды два колодца один полный, другой пустой. Ваша задача маленьким ведерком из одного колодца перенести воду в другой колодец. Выиграет тот кто меньше расплескает воды. Как Кикимора свиснет так и начнем.
Кикимора: Опять вы нас с Кикиморой обхитрили. Даем вам задание на внимание. по команде «Берег!» -делаем шаг назад; по команде «Море!»-шаг вперед;
по команде «Парус!» - руки вверх. Кто неправильно выполнит действие выбывает из игры.
Водяной: Следующее задание «Кто дольше пробулькает»
В кружки налита вода. Детям предлагается взять
соломинку, подуть. Кто дольше пробулькает.
Кикимора: Наигрались, насмеялись
А сейчас другая картина,
Начинаем викторину!
Водяной: Кто всех лучше воду знает
Глубже в знания ныряет.
(задаются вопросы)
Какая вода?
Как пройти по воде, не замочив ноги?
Для чего нужна вода?
Можно ли пронести воду в решете?
Где можно найти воду?
Что в воде родится, но воды боится?
(Во время того, как даются правильные ответы, Водяной и Кикимора ходят и брызгаются водой.)
Водяной: Есть у меня мои друзья - капитошки. Поиграем с ними
немножко.
(Водяной предлагает детям встать в большой круг. И по кругу передают под музыку воздушные шарики наполненные водой. Как только музыка перестаёт играть, у кого шарики остались в руках, те выходят в центр круга и танцуют под ритмичную музыку. Продолжительность игры 3-4 раза, последним игрокам предоставляется произвести салюты с помощью шариков-капитошек) .
Воспитатель: Ну, что Водяной и Кикимора выполняйте свое обещание дети победили отдавайте нам участок.
Водяной и Кикимора: Раз обещали значит отдадим
Кикимора: Давайте петь, танцевать и обливаться.
(Звучит зажигательная музыка, и дети устраивают подводную дискотеку. Танцуют все. Во время дискотеки, Водяной и Кикимора также ходят и брызгают на детей)