Ольга Матвеева
Развивающие игры. «Любят пальчики шагать»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры. «Пальчиковые дорожки».
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей зависит от формирования тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.
Публикация «Развивающие игры, „Любят пальчики шагать“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
В Японии малышам начинают делать гимнастику для пальчиков в
2-3 месяца. А мы не забыли о наших русских народных играх типа «Сорока», «Братья», «Ладушки» и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: «Всё новое – это хорошо забытое старое».
Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. Работая воспитателем на логопедической группе, провожу с детьми упражнения и гимнастику для развития мелкой моторики рук.
Не забывая, что гимнастика для пальцев разработана таким образом, чтобы полностью задействовать кисти обеих рук. Поэтому я не акцентирую внимание только на одной руке. Действия одной рукой допустимы только для маленьких детей, которые еще не могут внимательно следить сразу за двумя руками.
Обозначу цель и задачи, которые ставлю при выполнении упражнений для мелкой моторики: (на экране)
Цели: (на экране)
•Создание и введение в коррекционно-образовательный процесс авторских пособий и идей по развитию мелкой моторики рук, через выполнение дополнительных упражнений по развитию мелкой моторики в сочетании с другими видами деятельности.
Задачи:
•Формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;
•Комбинировать движения пальцев;
•Развивать подвижность и послушность пальцев;
•Развивать умение передвигать пальцы по заданному маршруту;
•Формировать психические процессы;
•Сопровождать движения пальцев со стихами;
•Готовить подвижность мелкой моторики к письму;
Очень важно знать нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживать этапы становления различных навыков. Вовремя принятые
меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации: (на экране)
В возрасте 1–2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.
В возрасте 2–3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
Становление двигательных функций продолжается до 5–6 летнего возраста.
При проведении пальчиковых упражнений с детьми я соблюдаю современные образовательные технологии:
•личностно – ориентированные, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка;
•здоровьесберегающие, позволяющие регулировать плотность, напряжение и физическую нагрузку на пальцы и кисти рук;
•развивающие, способствующие развитию возможностей ребенка;
•коррекционные, позволяющие успешно восстанавливать и исправлять речевое и умственное развитие ребенка;
Исходя из этого, следует соблюдать следующие правила:
пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться во всех видах непосредственно- образовательной деятельности.
Разучивая игровые упражнения для пальцев, следует соблюдать последовательность: объяснение, разминка, поэтапное заучивание, т. е.
начинать пальчиковую гимнастику следует с объяснения самого процесса игры : обязательно расскажите ребенку, что вы сейчас будете делать. Далее следует размять пальцы, сгибая их и разгибая. Для этой цели подойдет простая игра: «Тучка и солнышко». Затем покажите ребенку основные фигуры и приступайте вместе к выполнению.
Чтобы игра была интересной, существует пальчиковая гимнастика в стихах. Определенные движения пальчиками сопровождают словами стихов.
Внимание и память у детей с ОНР развиты недостаточно, поэтому ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуется время и терпение.
Я в своей практической деятельности разработала игровую технологию для пальцев на плоскости по определенным ориентирам: «пальчиковым дорожкам». Предлагаю ее вашему вниманию. Моя игровая технология «Пальчиковые дорожки» включает в себя несколько видов таблиц с определенными ориентирами для ходьбы пальцами. Составлена она с учетом педагогического принципа: от простого, к сложному, т. е. от простых таблиц, где участвуют один – два пальца, к сложным, где участвует наибольшее их количество. Кроме того, развивая движения пальцев на каждой руке, постепенно переходим к движениям двумя руками. Таблицы имеют различные ориентиры. Плоскостные фигуры: кружочки, квадратики, цветочки, капельки и т. д., объемные фигуры: различные подушечки, бусинки, буквы и цифры на жестких формах, и т. д. Такие таблицы имеют и массажный эффект. При тематическом использовании таблиц выбираю сюжетную картинку, на которой обозначаю дорожку. Интерес у детей к упражнениям такого рода, очень огромный. Предлагаю «Пальчиковые дорожки» вашему вниманию.
Работая по «Пальчиковым дорожкам», отрабатываем точные движения по ориентирам. Добившись их, можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и соответствующих тематической направленности. Хочу отметить, что по данным таблицам работать необходимо не постоянно выбранными пальцами, а применять различные варианты сочетания участвующих пальцев.
Упражнения:
«Пальчики-солдатики»
1. Можно шагать пальчиками,
Считая: раз – два, раз – два…
2. со стихотворением:
По дорожке мы идем,
Никогда не устаем.
Раз, два, раз, два,
Нам шагать уже пора.
(шагающие движения двумя пальчиками, менять пальчики, пробовать различные варианты)
«Догонялки»
Можно под счет:
Раз – два – три…
Можно под слова:
Убегу, убегу,
убегу, убегу.
Догоню, догоню,
догоню, догоню.
Шагать тремя пальчиками по дорожкам. Пальчики можно менять,применять различные варианты.
«Рубим дрова» Ходьба указательным и безымянным пальчиках,
средний выполняет роль «топора»
Чтобы печку истопить,
Надо дров нам нарубить.
Рубим, рубим мы дровишки —
Пусть тепло будет детишкам.
Это упражнение можно выполнять другими тремя
пальчиками.
Используя музыкальные обозначения пальцев : 1-3-2, 2-4-3, 3-5-4.
«Помощник»(шагая по бусинкам)
Я по камешкам иду
К мамочке шагаю.
Никогда не упаду,
Точно попадаю.