Елена Суркова
Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов. Игры, расширяющие состояние внимательности у детей
Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов.
Игры, расширяющие состояние внимательности у детей.
Воспитатель: Суркова Е. В.
1. «Слушаем тишину». В течение 3 минут все слушают тишину, после чего обмениваются впечатлениями, что каждый услышал.
Публикация «Развивающие игры и упражнения для активизации познавательных процессов, Игры, расширяющие состояние внимательности у детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
2. «Минутка». Ведущий просит детей внутренне измерить время, равное одной минуте (60 сек). Каждый поднимает руку, когда внутренняя минута пройдет. Ведущий ведет контроль при помощи секундомера и отмечает степень несовпадения каждого ответа.
3. «Что изменилось?» Упражнение проводится в нескольких вариантах:
• что изменилось в классной комнате по сравнению с предыдущим днем?
• что изменилось на столе в положении предметов? (Время на рассмотрение 10 секунд).
• что изменилось в нашем кружке. (Дети садятся в кружок, один человек закрывает глаза. Ведущий дает знак, и два человека меняются местами. Надо найти изменения.)
1. «Слова-невидимки». Ведущий пишет слова в воздухе по одной букве. Другой вариант: ведущий показывает карточки с буквами ученику, стоящему у доски. Тот должен на доске пальцем «написать» букву.
2. «Корректор». Дети работают с текстами: необходимо в течение 5 минут зачеркивать определенную букву (например, «а»). После чего они обмениваются текстами и 5 минут проверяют: ошибкой считается пропущенная буква.
3. «Шеренга». Ведущий выстраивает детей в шеренгу по определенным признакам:
• по росу;
• по цвету волос (от светлого до темного);
• по первой букве фамилии (имени) – по алфавиту;
• по дате рождения и т. п.
Детям предлагается запомнить свое место в различных вариантах построения. По команде ведущего должны найти свое место в шеренге.
Занятия на развитие мыслительных способностей.
1. Придумать слова с заданной буквой:
• начинающиеся на букву «А»;
• оканчивающиеся на букву «Т»;
• имеющие в середине «ЧК»
1. Перечислить объекты с заданным признаком:
• белого (зеленого, красного) цвета;
• прямоугольной (круглой) формы.
1. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным значению «твердый».
2. «Цепочка». Первый называет слово, второй – любое другое. Третий должен составить из них предложение. Затем придумывает свое слово. Вариант игры : ведущий называет несколько букв, каждая из которых – начальная буквы слова в предложении, которое нужно составить (например, н-к-к-т: «На кресле – книга и тетрадь», «На крыше кирпичная труба»)
Могут использоваться различные занимательные задачи, задачи на сообразительность, на «исключение лишнего», на обобщение предметов, на продолжение логического ряда слов, чисел.
Занятия на тренировку памяти.
1. «Что пропало?» Ведущий читает ряд слов (5-7, не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается, дети должны восстановить пропущенное слово (усложнение задания – восстановить весь ряд).
2. «Жил – был кот». Каждый участник называет определение к слову «Кот» и повторяет все названные до него. «Жил-был красивый, пушистый, умный, веселый…» и т. д. (могут быть и другие варианты).
3. По такому же принципу составление рассказа по заданной теме: добавляя свое предложение, нужно сначала повторить все сказанное раньше.
Занятия на развитие воображения
1. «На что похоже?». На лист бумаги ставят гуашевую каплю, лист сворачивают пополам. На что похожа получившаяся из краски фигура?
2. «Дорисуй». Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, из которых нужно дорисовать узнаваемые картинки.
3. «Попрыгай». Детям предлагается попрыгать, но не как обычно, а как воробей, кенгуру, заяц, лягушка и т. д.
4. «Веселый хор». Детям предлагается разыграть широко известную песню в лицах или спеть её вместе как хор маленьких поросят, щенят.
5. «Окончить сказку». Нужно придумать свой вариант окончания всей известной сказки («Колобок», «Репка», «Теремок»).
Игры на развитие коммуникативных способностей
1. «Сказочный город». При помощи учителя дети вырезают, склеивают, раскрашивают – «строят» город, в котором необычные дома, «населяют» его жителями, придумывают историю этого города.
2. «Сделай подарок». Дети становятся в круг, учитель просит их придумать, какой бы они хотели сделать подарок соседу слева (наверное, нужно учителю оговорить, что подарком может быть любой предмет: книга, игрушка, цветок и т. д.). Игра проходит в тишине. Нужно при помощи жестов и выразительных движений, не называя предмета, «передать подарок» соседу, который угадывает, что ему «подарили», показывает, что он с этим будет делать, а потом «передает» свой «подарок».
3. «Мастерская художников». Дети разбиваются на группы по четыре человека, каждая группа договаривается, что будет рисовать. Каждый ученик рисует свою часть рисунка, после чего лист поворачивается на 90 градусов, и необходимо теперь дорисовать то, что было нарисовано предыдущим «художником». После окончания рисунка группа придумывает ему названия, и демонстрирует его всем.
Игры на развитие чувственной сферы детей
1. «Говорящая картина». Детям предлагается озвучить сюжетную картину, догадаться о чувствах изображенных людей.
2. Игра с использованием карточек «Азбука настроения» ( карточки изображают людей и зверей в разных настроениях: грусти, веселья, страха, гнева, удивления, задумчивости).
3. «Угадай чувства». Детям предлагается показать при помощи мимики и жестов различные чувства, которые нужно отгадать остальным. Большой эффект дают занятия по программам «Школы вежливых наук», когда в игровых ситуациях ребята учатся применению вежливых речевых оборотов и нормам поведения.
Игры, активизирующие позитивное восприятие жизни.
Для помощи детям с низкой энергетикой, депрессивностью необходимы игры, активизирующие позитивное восприятие жизни:
1. «Что у меня не получается и что у меня получается».
2. «Что хорошего в моей жизни и чего я хочу ещё».
3. «Что я люблю».
4. «Совместный рассказ».
Все эти игры не отнимают много времени и сил у воспитателя, но приносят ощутимую пользу, помогая сформировать комфортную атмосферу в группе, в которой свободно будут чувствовать себя дети, испытывающие трудности в коммуникации.