Волкова Елена
Дидактическое развивающее пособие «Умная сумка» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Волкова Елена Леонидовна
Воспитатель высшей категории
старшей разновозрастной группы от 5-7 лет
«Игра –это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка» представляет собой разновидность лэпбука. Собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения моих воспитанников.
Публикация «Дидактическое развивающее пособие „Умная сумка“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
В процессе создания я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанным своими руками. Так как подобрать готовый материал, учитывая все индивидуальные особенности воспитанников, достаточно проблематично.
Работа с «Умной сумкой» отвечает основным направлениям :
-партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя наравне с детьми,
-добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности, -- - открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Применение данного пособия отвечает требованиям ФГОС к пространственной предметно-развивающей среде.
Дидактическое пособие составлено в соответствии с принципами:
-Информативности и содержательно-насыщенности. Имеет свой игровой материал.
- Полуфункционально. Способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- Обладает дидактическими свойствами. Является средством познавательного и художествен-но- эстетического развития ребенка;
- Вариативно. Существует несколько вариантов использования каждой его части. Наличие разнообразных игр, их переодичная сменность и появление новых.
-Трансформируем. Легка при переносе, можно использовать, как в группе так и на прогулке, делить на несколько игр. Играть в разных местах одновременно.
-Доступность. Все элементы и содержание пособия доступны детям.
-Безопасность. Все игры пособия сделаны из безопасного материала.
Задачи пособия «Умная сумка»:
1. Повышать работоспособность ребенка, его
внимание и познавательную активность.
2. Учить детей классифицировать, обобщать, сравнивать.
2. Развивать мелкую моторику, речь, мышление.
3. Закреплять навыки счета, определения времени, правила поведения на дорогах.
3. Стимулировать интеллектуальную и творческую деятельность.
4. Вызвать положительные эмоции.
Методы используемые воспитателем в работе с «Умной сумкой»
• Привлекательность и многообразие.
Пособие привлекает внимание ребенка наличием большого количества различных деталей, карманов, застежек, фактурных материалов и пр.
• Сюрпризные моменты. Что приносит детям много радости.
• Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.
• Дидактические сказки применяются для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, игрушки — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом приходит на помощь герою.
• Эмоциональная речь воспитателя.
Условно «Умную сумку» можно разделить на 4 блока. Некоторые блоки делятся на отделения:
1) Универсальное наборное полотно.
2) Безопасность движения.
3) Комплекс для развития мелкой моторики и сенсорики.
4) Настольный театр.
1 БЛОК. Универсальное наборное полотно. Которое в свою очередь делится на несколько отделов сумки.
1 отделение сумки: Оно состоит из кармашков -домиков с липучками, которые могут быть заполнены различными объектами и играми, в зависимости от вида и целей занятия. Игры в карманах: «Разложи одежду и обувь в разные карманчики», «Засели цифры в домики», «Геометрическое лото», «Покажи цифру», «Слова и буквы», «Волшебный мешок», «На что похоже?», «Угадай настроение», «Скажи медвежонку добрые слова», игровое упражнение «Закончи ряд», «Посчитаем счетные палочки», «Рисуем счетными палочками» и многие др.
Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление предметов и их свойств, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, группировка предметов по лексическим темам, игры на классификацию и др.
С помощью универсального наборного полотна можно предложить детям задания на нахождение соответствия. Например, «Предмет – контур», «Целое и часть» и др.
2 отделение сумки.
С помощью пособия учимся определять время, набирать номера телефонов спасательных служб, закрепляем навыки счета, узнавания цифр.
2 БЛОК. Безопасность движения.
3 отделение сумки. В него входят следующие игры: «Машины и гаражи», «Светофор», «Назови дорожные знаки», игровое упражнение «Подскажи Мишутке, как вести себя в транспорте» и др.
3 БЛОК. 4-5 отделение сумки. Комплекс для развития мелкой моторики и сенсорики.
В него входят:
-тренажеры, включающие в себя различные виды застежек (кнопки, пуговицы, молнии различной длины, крючки, шнуров различной фактуры и цвета, ременная застежка, фигурные пуговицы);
Вывод: Использование этого комплекса способствует сенсорному развитию и формированию ручной умелости. На мой взгляд, сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения словаря, развития интереса к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических функций.
4 БЛОК 5-6 отделение. сумки Настольный театр.
Настольный театр «Умной сумки»- это «поле» для рассказывания сказок. Все персонажи взаимозаменяемы, так как крепятся на липучках. Возможно проводить работу с картинками, где изображены хорошо знакомые предметы, животные, дети, взрослые, их действия. Подбирать необходимо их так, чтобы можно было соотнести с окружающей обстановкой. Главное, чтобы рассматривание вызывало у ребёнка эмоции, сопровождалось речью.
Использование настольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития умственного, нравственного и эстетического воспитания, создает хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает эмоции, способствует развитию художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица убедительно свидетельствуют о том, что дети любят настольный театр, ждут с нетерпением наших новых сказок.
Вывод.
В процессе занятий с «Умной сумкой» у детей создаются представления об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов. Постепенно систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный в процессе других видов деятельности, весь полученный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.
Используя данное пособие, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, игры для развития мелкой моторики и сенсорике способствуют развитию памяти, мышления и навыков самообслуживания. Дети увереннее накапливают представления о времени, форме, величине, количестве, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно
Привлекая внимание ребят к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у них появляются такие качества, как интерес и любознательность. Вырабатываются целеустремленность, активность, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
«Умная сумка» развивает так же творческие способности и коммуникативные навыки.
«Давайте же детям играть,
пока игра их радует,
влечёт к себе и вместе с тем
приносит им громадную пользу!»
Е. А. Покровский