Мария Кузьмина
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе» размещена в разделах
Развивающая среда нашей группы позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Для ознакомления родителей с жизнью группы оформлен информационный стенд, в содержание которого входит режим дня, сетка занятий, проводимые мероприятия и др. Так же получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки, папки передвижки) от воспитателя об образовании и развитии детей. На стенде размещается информация педагога-психолога и педиатра. На сайте детского сада, в разделе группы публикуются статьи, различные методические материалы, связанные с работой группы.
Для успешного пребывания ребёнка в группе, пространство групповой комнаты организовано в виде уголков:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр;
• книжный уголок;
• уголок природы и сенсорно – математический;
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации);
• спортивный уголок;
• уголок национальных ценностей;
• музыкальный уголок.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Уголок для сюжетно ролевых игр.
Имеется уголок сюжетно-ролевых игр "Парикмахерская, "Семья", "Больница". Для игры «Семья» сделан «Бала ан” – жилище якутов, где собраны предметы быта : камелек- якутскася печь, круглый стол, талах олоппос – стулья, орон- якутская кровать, олбох-национальные коврики, чаппараах, сундук для хранения вещей, малаах и ит- шкатулка, ыа ыйа, кухонный шкаф с посудой, плита, коляска. В кукольном домике девочки всегда играют с радостью.
Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница» : стол с полкой, кушетка, медицинские предметы (шприц, термометр, стетоскоп, вата, и др.).
Для игры «Парикмахер» девочки наводят красоту с помощью плойки, бигуди, фена и др.
Игровые материалы для игры «Гараж» (машинки) размещаются в низких стеллажах. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям. Также есть «Мастерская для машин» с инструментами слесаря. Отдельно сделан макет родного города, с улицами, дорожными знаками, домами. Ребята играют с интересом. Ребята с большим интересом играют в игру «Ферма», в котором живут домашние животные: коровы, кони, свиньи, куры, козы, бараны.
2. Уголок для театрализованных игр:
- Пальчиковый театр («Теремок», «Колобок», «Репка»)
- Кукольный театр
- Маски персонажей
-Уголок ряжения (юбки, платки, сарафаны, шлемы, костюмы полицейского, пожарного и др.)
- Фонотека с аудиозаписями детских песенок из мультфильмов и сказок
3. Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме.
- Настольно-печатные игры по развитию речи.
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками.
4. Уголок природы и сенсорно – математический.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки,
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в спокойном месте группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе и полке (образцы природных материалов- шишки, листья, крупы, виды древесины, муляжи овощей и др., приспособленных для этой цели. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками)
- Доски-вкладыши (с фигурками)
- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Наборы кубиков с цветными гранями
- Наборы парных картинок (предметные)
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей)
- Разрезные картинки, разделенные на 2-4 части
- Цветные колпачки 4 цветов: красный, желтый, зеленый, синий.
- настольные игры;
-Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки, опрыскиватель);
- календарь природы;
- искусственный аквариум;
- познавательная доска меняющаяся по тематическим неделям.
5. Уголок конструктивной деятельности.
Конструкторы размещены в коробках или небольших контейнерах. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе
В группе имеются :
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов.
- Мозаики разных форм и размеров.
6. Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации) :
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 3 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов)
- Гуашь
- Пластилин (6 цветов)
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Подносы для форм и обрезков бумаги
- клей.
7. Спортивный уголок:
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. В помощь воспитателям собрана картотека якутских подвижных игр.
Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Флажки
- Гимнастические мячи
- Кольцебросы
- Мешочки для метания
- Кегли
- Массажные дорожки.
8. Уголок национальных ценностей.
В этом уголке дети знакомятся с русскими и якутскими национальными традициями. А также формируется представление о малой родине и Отечестве, о семейных и отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей. В уголке выставлены якутские настольные игры.
9. Музыкальный уголок.
В группе создан музыкальный центр, который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.