Наташа Чередник
Отчёт об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт
об особенностях развивающей предметно-пространственной среды
групповых помещений, игровой площадки, теневых навесах,
территории ДОУ
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому к вопросу организации предметно-пространственной среды я подошла творчески, старалась разнообразить её компоненты, соблюдая принципы зонирования, стабильности-динамичности пространственной среды, эстетичный внешний вид, учитывала возрастные особенности и предпочтение воспитанников. С учетом ФГОС предметно-пространственную среду построила таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Приём детей осуществляю в раздевалке группы. Приемная комната оснащена родительским уголком, информационной доской, консультациями и папками-передвижками, уголком детского творчества, где размещаются поделки из пластилина, а также работы детей по рисованию и аппликации.
Учебную зону расположила таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий разместила в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей.
В учебной зоне размещены:
-уголок экологического воспитания;
-центр экспериментально-исследовательской деятельности;
-строительный центр;
-уголок физического развития;
-минибиблиотека;
-уголок сенсомоторного развития;
-уголок музыкального развития;
-центр творчества;
-мастерская;
-нравственно-патриотический уголок;
-уголок театрализованной деятельности,
-уголок уединения.
Уголок экологического воспитания служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем я подобрала и разместила растения, требующие разных способов ухода, приготовила необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Выставляю детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.
Рядом с уголком экологического воспитания расположила центр экспериментально-исследовательской деятельности, где я провожу простейшие опыты с детьми, развиваю мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:
1. Микроскоп
2. Лупа, большая и маленькая
3. Ёмкости для воды
4. Ёмкость с песком
5. Камешки плавающие и тонущие
6. Шарики воздушные
7. Формочки с крышками
8. Палочки разной длины
9. Нитки, проволока
10. Металлическая ёмкость
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Также в группе размещён уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Уголок физического развития является моей гордостью, так как многие спортивные предметы созданы своими руками. Предметы из крышек с ручками используются для общеразвивающих упражнений. Они очень эстетично смотрятся и вызывают интерес у детей. Мешочки из песка, звучащие предметы (горох в пластиковых стаканчиках, флажки, султанчики-это неполный перечень предметов, сделанных своими руками. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, что позволяет детям тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. По итогам смотра –конкурса на «Лучший физкультурный уголок ДОУ», проводимый в 2012году, я заняла первое место. В настоящее время продолжаю пополнять физкультурный уголок новыми, интересными предметами и оборудованием.
Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг, где я собрала небольшие книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
Для обеспечения богатства сенсорного впечатлений создала уголок сенсорного развития, предназначенный также для развития мелкой моторики,
тактильных ощущений. Здесь дети учатся застегивать пуговицы, завязывать шнурки и др.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть. Для этого в моей группе создануголок музыкального развития,который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкально-дидактические игры, игрушки-самоделки, аудиотехника- находится в доступном для детей месте.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.
Работы детей я размещаю в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке.
Внравственно-патриотическом уголке находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Дети знакомятся с государственными символами России, Краснодарского края. На подставке – портрет Президента России В. В. Путина. Оформлен уголок кубанского быта, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного края.
Для формирования у детей связной и эмоциональной речи я создала уголок театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре мои воспитанники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Вуголке театрализованной деятельности размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Я вместе с детьми готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Семья", "Парикмахерская", «Почта», «Больница", "Ателье". В моей группе имеются костюмы к сюжетно-ролевым играм: «Моряки», «Полицейские», «Пожарные», «Строители», «Повар», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Лётчики» и необходимые атрибуты к ним. Атрибуты к играм подбирала так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у моих воспитанников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Уголок уединения - островок тишины и спокойствия, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.
Я создавала предметно-пространственную среду так, чтобы было интересно
и мальчикам, и девочкам. Для девочек есть швейные машинки, утюги, гладильная доска, куклы, пупсы, украшения; для мальчиков –наборы инструментов, солдатиков, машинок, военной техники. В центре игровой зоны находится ковёр – место сбора всех детей.
Таким образом, предметно-пространственную среду я организовала так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Содержание предметно-пространственной среды соответствует ФГОС, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Все компоненты пространственной среды сочетаются между собой посодержанию, художественному решению, обеспечивает содержательное общение взрослых и детей.
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативны, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского сада, так как большую часть времени дети проводят на воздухе. Развивающая предметно-пространственная среда на территории моего участка организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Я всегда помню, что окружающая детей среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. На небольшой территории я попыталась организовать всё так, чтобы задействовать каждый уголок, обеспечить гибкое и вариативное использование пространства, интеграцию образовательных областей, учитывая ведущую роль игровой деятельности. Практически вся территория детского сада становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
Каждое утро детей встречает аист (из фанеры, свивший гнездо на крыше летней веранды. Как известно «аист на крыше, счастье под крышей, мир на земле». Дети с удовольствием здороваются с ним, делятся впечатлениями.
На участке также создана развивающая среда, которая способствует
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;
- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.
На участке оборудованы веранды с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домики, столы, качели, горки, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:
- общения детей с книгой;
- рисования;
- настольно–печатных игр;
- конструктивных игр;
- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.
На участке имеется: песочница с песком, место для игры с водой, площадка между двумя группами для подвижных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Транспорт», «Магазин».
Также на участке многое сделано руками родителей:
-лодочка, машина, велосипед, самолёт, «дорожка здоровья». Моя группа называется «Пчёлка», и поэтому на участке имеются «бочки с мёдом»(пеньки, конечно много «пчёлок»(из пластиковых бутылок). Под ивушкой на пеньке живут все персонажи из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха», стоит самовар и «хозяйка» всех созывает на чай с мёдом. Под клёном расположен уголок кубанского быта вместе с кубанской печкой (кабыца, старинным колодцем с настоящим коромыслом и вёдрами. Колодец функционирует всё лето: каждое утро дети достают водичку из колодца и поливают цветы на клумбе.
Всё это привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Наблюдения с детьми за эстетически оформленными композициями из природных и бросовых материалов, за растениями и цветами позволяют мне решать задачи по формированию представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, воспитанию уважения к труду взрослых.
Моя роль заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, дает возможность одновременного включения в активную коммуникативно-речевую, познавательно-творческую и двигательную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Я постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды в группе и на участке. В дальнейшем предполагаю осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.